Разделы


Материалы » Генрих Ибсен

Генрих Ибсен
Страница 4

Гюнт умеет приспособиться к любым условиям, в которые он попадает, у него

нет никакого внутреннего Стержня. Безличность Пера особенно примечательна

тем, что он сам считает себя особым, неповторимым человеком, призванным для

необычайных свершений, и всячески подчеркивает свое, гюнтовское "я". Но эта

его особость проявляется лишь в его речах и мечтах, а в своих действиях он

всегда капитулирует перед обстоятельствами. Во всей своей жизни он всегда

руководствовался не подлинно человеческим принципом - будь самим собой, а

принципом троллей - упивайся самим собой.

И все же едва ли не главным в пьесе и для самого Ибсена, и для его

скандинавских современников было беспощадное разоблачение всего того, что

казалось Священным национальной романтике. Многими в Норвегии и Дании "Пер

Гюнт" был воспринят как произведение, стоящее за границами поэзии, грубое и

несправедливое. Ганс Христиан Андерсен называл его худшей из когда-либо

прочитанных им книг. Э. Григ в высшей степени неохотно - по сути дела,

только из-за гонорара - согласился написать музыку к пьесе и в течение ряда

лет откладывал выполнение своего обещания. Притом в своей замечательной

сюите, во многом обусловившей мировой успех пьесы, он чрезвычайно усилил

романтическое звучание "Пера Гюнта". Что же касается самой пьесы, то

чрезвычайно важно, что подлинный, высочайший лиризм присутствует в ней

только в тех сценах, в которых нет никакой условной

национально-романтической мишуры и решающим оказывается чисто человеческое

начало - глубочайшие переживания человеческой души, соотносящиеся с общим

фоном пьесы как разительный контраст к нему. Это прежде всего сцены,

связанные с образом Сольвейг, и сцена смерти Осе, принадлежащие к самым

трогательным эпизодам в мировой драматургии.

Именно эти сцены в соединении с музыкой Грига позволили "Перу Гюнту"

выступить во всем мире как воплощение норвежской романтики, хотя сама пьеса,

как мы уже подчеркнули, была написана для того, чтобы полностью свести счеты

с романтикой, освободиться от нее. Этой своей цели Ибсен достиг. После "Пера

Гюнта" он полностью отходит от романтических тенденций. Внешним проявлением

этого служит его окончательный переход в драматургии от стиха к прозе.

Живя вдали от родины, Ибсен внимательно следит за эволюцией норвежской

действительности, бурно развивавшейся в эти годы в экономическом,

политическом и культурном отношении, и затрагивает в своих пьесах многие

насущные вопросы норвежской жизни. Первым шагом в этом направлении была

острая комедия "Союз молодежи" (1869), которая, однако, в своей

художественной структуре во многом воспроизводит еще традиционные схемы

комедии интриги. Подлинная ибсеновская драма с тематикой из современной

жизни, обладающая особой, новаторской поэтикой, создается лишь в конце 70-х

годов.

Но до того, в отрезке времени между "Союзом молодежи" и "Столпами

общества" (1877), внимание Ибсена привлекают широкие мировые проблемы и

общие закономерности исторического развития человечества. Это было вызвано

всей атмосферой 60-х годов, богатых большими историческими событиями,

завершением которых явилась франко-прусская война 1870-1871 годов и

Парижская коммуна. Ибсену стало казаться, что надвигается решительный

исторический перелом, что существующее общество обречено на гибель и будет

заменено какими-то новыми, более свободными формами исторического

существования. Это ощущение надвигающейся катастрофы, страшной и вместе с

тем желанной, получило свое выражение в некоторых стихотворениях (особенно в

стихотворении "Моему другу, революционному оратору"), а также в обширной

"всемирно-исторической драме" "Кесарь и галилеянин" (1873). В этой дилогии

изображена судьба Юлиана-отступника, римского императора, отрекшегося от

христианства и пытавшегося вернуться к древним богам античного мира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Полезные статьи:

Мцыри как романтический герой
Поэма "Мцыри" - плод деятельной и напряженной творческой работы Михаила Юрьевича Лермонтова. Еще в юности воображение поэта рисовало образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем&q ...

Образы животных. Образ Великого Полоза
Центральным животным персонажем ряда сказов выступает Великий Полоз . В мировом рабочем фольклоре встречается множество его аналогов: дракон, змея, змей, царь (цариица) ужей, ящерица. «Будучи связанными с подземным мраком, они воплощают в ...

Основная часть
Методы сопоставительного литературоведения рассмотрены нами на основании работ В.М. Жирмунского, Ю.Г. Нигматуллиной, Д. Дюришина и других. И. Шётер отмечает, что «сопоставительный метод исследования основывается на двух категориях. Перва ...