Разделы


Материалы » Генрих Ибсен

Генрих Ибсен
Страница 3

рассматривать реальную жизнь лишь как материал и повод для художественных

эффектов. Однако Ибсен сразу же обнаруживает и ту душевную опустошенность,

которую несет с собой переход на позиции эстетизма. Свое первое выражение

это размежевание с индивидуализмом и эстетизмом находит в небольшой поэме

"На высотах" (1859), предвосхищающей "Бранда".

Полностью размежевывается со всей проблематикой своих молодых лет Ибсен

в двух философски-символических драмах большого масштаба, в "Бранде" (1865)

и в "Пере Гюнте" (1867), написанных уже в Италии, куда он переезжает в 1864

году. За пределами Норвегии, в Италии и Германии, Ибсен остается более чем

на четверть века, до 1891 года, лишь дважды за все эти годы посетив родину.

Как "Бранд", так и "Пер Гюнт" необычны по своей форме. Это своего рода

драматизованные поэмы ("Бранд" первоначально вообще был задуман как поэма,

несколько песен которой были написаны). По своему объему они резко превышают

обычный размер пьес. Они сочетают живые, индивидуализированные образы с

обобщенными, подчеркнуто типизированными персонажами: так, в "Бранде" лишь

часть персонажей наделена личными именами, а другие фигурируют под

наименованиями: фогт, доктор и т. п. По обобщенности и глубине проблематики

"Бранд" и "Пер Гюнт", при всей своей обращенности к специфическим явлениям

норвежской действительности, ближе всего к "Фаусту" Гете и к драматургии

Байрона.

Основная проблема в "Бранде" и "Пере Гюнте" - Судьба человеческой

личности в современном обществе. Но центральные фигуры этих пьес

диаметрально противоположны. Герой первой пьесы, священник Бранд, - человек

необычной цельности и силы. Герой второй пьесы, крестьянский парень Пер

Гюнт, - воплощение душевной слабости человека, - правда, воплощение,

доведенное до гигантских размеров.

Бранд не отступает ни перед какими жертвами, не соглашается ни на какие

компромиссы, не щадит ни себя, ни своих близких, чтобы выполнить то, что он

считает своей миссией. Пламенными словами он бичует половинчатость, духовную

дряблость современных людей. Он клеймит не только тех, кто ему

непосредственно противостоит в пьесе, но и все социальные установления

современного общества, - в частности, государство. Но хотя ему удается

вдохнуть новый дух в свою паству, бедных крестьян и рыбаков на далеком

Севере, в диком, заброшенном краю, и повести их за собой к сияющим горным

вершинам, его конец оказывается трагическим. Не видя ясной цели на своем

мучительном пути ввысь, последователи Бранда покидают его и - соблазненные

хитрыми речами фогта - возвращаются в долину. А сам Бранд гибнет, засыпанный

горной лавиной. Цельность человека, купленная жестокостью и не знающая

милосердия, также оказывается, таким образом, по логике пьесы осужденной.

Преобладающая эмоциональная стихия "Бранда" - патетика, негодование и

гнев, смешанные с сарказмом. В "Пере Гюнте", при наличии нескольких глубоко

лирических сцен, сарказм преобладает.

"Пер Гюнт" - это окончательное размежевание Ибсена с национальной

романтикой. Ибсеновское неприятие романтической идеализации достигает здесь

своего апогея. Крестьяне выступают в "Пере Гюнте" как грубые, злые и жадные

люди, беспощадные к чужой беде. А фантастические образы норвежского

фольклора оказываются в пьесе уродливыми, грязными, злобными существами.

Правда, в "Пере Гюнте" есть не только норвежская, но и общемировая

действительность. Весь четвертый акт, огромных размеров, посвящен скитаниям

Пера вдали от Норвегии. Но в наибольшей мере широкое, общеевропейское,

отнюдь не только норвежское звучание придает "Перу Гюнту" его уже

подчеркнутая нами центральная проблема - проблема безличия современного

человека, исключительно актуальная для буржуазного общества XIX века. Пер

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Полезные статьи:

Концепция Поэзии
Если говорить в общем плане, то для Шелли поэзия была воплощением воображения. Что же такое воображение в понимании автора? Под воображением Шелли понимал вид умственной деятельности, который, как из элементов, составляет из мыслей (что б ...

Культура века Просвещения. Истоки, особенности и значение европейского Просвещения
Люди XVIII в. называли свое время столетием разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетом церкви и всесильной традицией, были подвергнуты неумолимой критике. И ранее существовали независимые и сильные мыслители ...

Литература Кубани конца XIX – начала XX века
Новый этап социально-экономического развития страны, характеризовавшийся вступлением на путь буржуазного развития и окончанием Кавказской войны, активизировал дальнейшее развитие литературы на Северо-Западном Кавказе. Вторая половина XIX ...