Генрих ИбсенСтраница 6
самого Хельмера, оказавшегося себялюбцем и трусом, так и его жены Норы, которая сначала выступает как легкомысленное и полностью довольное своей участью создание, но на самом деле оказывается человеком сильным, способным к жертвам и желающим самостоятельно мыслить. К аналитической структуре пьесы
относится и широкое использование предыстории, раскрытия сюжетных тайн, как важной движущей силы в развертывании действия. Постепенно выясняется, что Нора, чтобы получить взаймы от ростовщика Крогстада деньги, необходимые для лечения мужа, подделала подпись своего отца. Вместе с тем весьма насыщенным и напряженным оказывается и внешнее действие пьесы: нарастание угрозы разоблачения Норы, попытка Норы отсрочить момент, когда Хельмер прочитает письмо Крогстада, лежащее в почтовом ящике, и т. д.
А в "Привидениях", на фоне непрекращающегося дождя происходит
постепенное выяснение подлинного существа той жизни, которая выпала на долю
фру Алвивг, вдовы богатого камергера, а также обнаруживается, что ее сын
болен, и обнажаются подлинные причины его болезни. Все отчетливее
вырисовывается облик покойного камергера, развратного, спившегося человека,
грехи которого - и при жизни его, и после его смерти - фру Алвинг пыталась
скрыть, чтобы избежать скандала и чтобы Освальд не знал, каким был его отец.
Нарастающее ощущение неминуемой катастрофы находит свое завершение в пожаре
приюта, только что построенного фру Алвинг, чтобы увековечить память о
никогда не существовавших добродетелях ее мужа, и в неизлечимом заболевании
Освальда. Таким образом, и здесь внешнее и внутреннее развитие сюжета
взаимодействуют органически, объединяясь также исключительно выдержанным
общим колоритом.
Особое значение для драматургии Ибсена в это время имеет внутреннее
развитие персонажей. Еще в "Союзе молодежи" мир и Строй мысли действующих
лиц, по сути дела, не подвергался изменению на всем протяжении пьесы. Между
тем в драмах Ибсена, начиная со "Столпов общества", душевный строй главных
персонажей обычно становится иным под влиянием событий, происходящих на
сцене, и в результатах "заглядывания в прошлое". И этот сдвиг в их
внутреннем мире оказывается часто едва ли не главным во всем сюжетном
развитии. Эволюция консула Берника от жесткого дельца к человеку,
осознавшему свои прегрешения и решившемуся на покаяние, составляет важнейший
итог "Столпов общества" окончательное разочарование Норы в ее семейной
жизни, осознание ею необходимости начать новое существование, чтобы стать
полноценным человеком, - вот к чему приводит развитие действия в "Кукольном
доме". И именно этот процесс внутреннего роста Норы и обусловливает сюжетную
развязку пьесы - уход Норы от мужа. Во "Враге народа" важнейшую роль играет
тот путь, который проходит мысль доктора Стокмана - от одного
парадоксального открытия к другому, еще более парадоксальному, но еще более
общему в социальном смысле. Несколько сложнее обстоит дело в "Привидениях".
Внутреннее освобождение фру Алвинг от всех догм привычной буржуазной морали
произошло еще до начала пьесы, но по ходу пьесы фру Алвинг приходит к
пониманию той трагической ошибки, которую она совершила, отказавшись от
перестройки своей жизни в соответствии со своими новыми убеждениями и
трусливо скрыв от всех подливное лицо своего мужа.
Решающее значение изменений в духовной жизни героев для развития
действия объясняет, почему в пьесах Ибсена конца 70-х годов и позднее такое
большое место (особенно в концовках) отводится диалогам и монологам,
насыщенным обобщенными рассуждениями. Именно в связи с этой чертой его пьес
Ибсена неоднократно обвиняли в чрезмерной абстрактности, в неуместном
теоретизировании, в слишком прямом выявлении авторских идей. Однако такие
вербальные реализации идейного содержания пьесы всегда неразрывно связаны у
Ибсена с ее сюжетным построением, с логикой развития изображенной в пьесе
действительности. Чрезвычайно важно также, что те персонажи, в уста которых
Полезные статьи:
Заключение.
Мир Тютчева многомерен, беспределен, исполнен пугающей тайны и победоносного величия одновременно: надежда столь же жива в человеке, как и безнадежность, жажда познания не менее сильна, чем невозможность абсолютного познания. Тютчев утвер ...
Введение.
Колоритный характер даровитого русского человека, «драмокомедия» его жизни оказываются в центре внимания Лескова в его произведении — сказе о косом Левше (1882), общепризнанном ныне шедевре писателя. Сознавая, известную родственность этой ...
Шарль Бодлер
09.04.1821 Париж, Франция - 31.08.1867
Французский поэт. Поэтическая деятельность Б. совпала с расцветом во французской лит-ре романтических и парнасских течений. После бури французской революции и эпопеи наполеоновских войн во Франции у ...