Разделы


Материалы » Генрих Ибсен

Генрих Ибсен
Страница 1

Творчество Ибсена связует века - в буквальном смысле этого слова. Ею

истоки - в завершающемся, предреволюционном XVIII веке, в шиллеровском

тираноборчестве и в руссоистском обращении к природе и к простым людям. А

драматургия зрелого и позднего Ибсена, при всей его глубочайшей связи с

современной ему жизнью, намечает и существенные черты искусства XX века -

его сконденсированностъ, экспериментальность, многослойность.

Для поэзии XX века, по мнению одного из зарубежных исследователей,

весьма характерен, в частности, мотив пилы - с ее скрежетом, с ее острыми зубьями. В своих незаконченных воспоминаниях Ибсен, описывая свои детские годы, подчеркивает то впечатление, которое производил на него непрерывный визг лесопилок, сотни которых с утра до вечера работали в его родном городке Шиене. "Читая впоследствии о гильотине, - пишет Ибсен, - я всегда вспоминал об этих лесопилках". И это обостренное ощущение диссонансности, которое

проявил Ибсенребенок, впоследствии сказалось в том, что он увидел и

запечатлел в своем творчестве кричащие диссонансы там, где другие видели

цельность и гармоничность.

Вместе с тем изображение дисгармонии у Ибсена отнюдь не дисгармонично.

Мир не распадается в его произведениях на отдельные, несвязанные фрагменты

Форма ибсеновской драмы - строгая, четкая, собранная. Диссонансность мира

выявляется здесь в пьесах, единых по своему построению и колориту. Плохая

организация жизни выражается в превосходно организованных произведениях.

Мастером организации сложного материала Ибсен показал себя уже в

молодости. Как это ни странно, на своей родине Ибсен первоначально был

признан первым среди всех норвежских писателей не в качестве драматурга, а в

качестве поэта - автора стихов "на случай": песен для студенческих

праздников, прологов к пьесам и т. п. Юный Ибсен умел сочетать в таких

стихотворениях четкое развертывание мысли с подлинной эмоциональностью,

используя цепочки образов, во многом трафаретных для того времени, но в

достаточной мере обновленных в контексте стихотворения.

Памятуя призыв Г. Брандеса к скандинавским писателям "ставить на

обсуждение проблемы" Ибсена в конце XIX века нередко называли постановщиком

проблем. Но корни "проблемного" искусства в ибсеновском творчестве весьма

глубоки! Движение мысли всегда было исключительно важным для построения его

произведений, органически вырастая в его пьесах из развития внутреннего мира

персонажей. И эта черта также предвосхитила важные тенденции в мировой

драматургии XX века.

Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в маленьком городке Шпене. Его

отец, состоятельный коммерсант, разорился, когда Генрику было восемь лет, и

мальчику пришлось очень рано, еще не достигнув шестнадцати лет, начать

самостоятельную жизнь. Он становится аптекарским учеником в Гримстаде -

городке, еще меньшем, чем Шиен, и проводит там свыше шести лет, живя в

весьма нелегких условиях. Уже в это время у Ибсена складывается резко

критическое, протестующее отношение к современному обществу, особенно

обостряющееся в 1848 году, под влиянием революционных событий в Европе. В

Гримстаде Ибсен пишет свои первые стихи и свою первую пьесу "Катилина"

(1849).

Двадцать восьмого апреля 1850 года Ибсен переезжает в столицу страны

Кристианию, где готовится к вступительным экзаменам в университет и

принимает активное участие в общественно-политической и литературной жизни.

Он пишет много стихотворений и статей, - в частности, публицистических. В

пародийной, гротескной пьеске "Норма, или Любовь политика" (1851) Ибсен

разоблачает половинчатость и трусость тогдашних норвежских оппозиционных

партий в парламенте - либералов и лидеров крестьянского движения. Он

сближается с рабочим движением, быстро развивающимся тогда в Норвегии "под

руководством Маркуса Тране, но вскоре подавленным полицейскими мерами. 26

сентября 1850 года в Кристианийском театре состоялась премьера первой пьесы

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Полезные статьи:

Роль «Фауста» в культуре эпохи Просвещения. Трагедия Гете «Фауст» как отражение просветительской художественной мысли и вершина мировой литературы
Гетевский «Фауст» - глубоко национальная драма. Национален уже самый душевный конфликт ее героя, строптивого Фауста, восставшего против прозябания в гнусной немецкой действительности во имя свободы действия и мысли. Таковы были стремления ...

Сюжетно психологическая коллизия душевного беспокойства и потребности в деятельности (в романе «Дворянское гнездо» и «Утраченные иллюзии»)
В романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» проводится мысль об определяющем значении для человека сознания им своего общественного долга перед жизнью, перед людьми. Отражено столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взгляд ...

Театр.
Для современного человека театр это место, где можно набраться опыта, применительного к своей жизни, без затраты на то большого количества сил. Это есть надежда на что-либо лучшее для себя, но для абсурдного человека не существует надежды ...