Разделы


Материалы » Светила турецкой литературы » Поэты

Поэты
Страница 1

Юнус Эмре (к 1240—1320)

Место его рождения неизвестно, но есть сведения, что он был учеником дервиша Тапдук Баба, который обосновался в районе реки Сакарья, примерно по середине между Анкарой и Эскишехиром. Значит, период своего приобщения к мистике в исламской среде, ярко выраженной эзотерической склонности, он прожил в северо-западной Анатолии. В последствии он вел образ жизни странствующего дервиша, путешествуя по Анатолии, а именно в районе Конии и Кайсери. Его творчество — поэзия интеллектуала, но главное состоит в том, что, написанные им на простом турецком языке, его поэмы доступные народной аудитории, кстати, понимаемые в Турции и в наши дни.

Михри Хатун (ум. в 1512)

Знаменитая поэтесса конца XV в. и начала XVI в. столетия. Дочь кади из Амасии, она обнаружила талант, который оценили в литературном окружении шахзаде (принца) Ахмеда, сына султана Баязида II, в то время, когда он был губернатором Амасии (с 1481 по 1513). Известная своим любвеобилием, она оставила после себя сборник стихов о любви (платонической, уверяет традиция).

Ревани (к 1475-1524)

Под своим настоящим именем Ильяс Шуджа Че-леби, этот поэт вначале был на службе у Баязида II (1481-1512), затем у Селима I (1512-1520), который назначил его суперинтендантом дворцовых кухонь. Затем он служил администратором вакфа при мечети Айя Софья и банях Бурсы. Он снискал репутацию необычайно бесчестного и распутного человека. Автор Ишретиаме, или «Книги о пьянстве», он воспевает прелести жизни, рассказывая легенды об истоках приобщения человечества к виноградарству и о достоинствах вина. Некоторые из его стихов, положенные на музыку, быстро приобрели популярность в кофейнях и увеселительных заведениях.

Махмуд Челеби, по прозвищу Лами (ум. в 1531)

У этого блестяще образованного переводчика персидских поэтов появилась замечательная идея составить сборник анекдотов, посвященных народному герою Ходже Насреддину. Этот исторический персонаж, превратившийся в легенду, жил в Анатолии, в районе Эскишехир в конце XIII в. и в XIV в. Это настоящий «народный мудрец», прикидывающийся наивным и невзирающий на лица. Истории, которые с ним приключаются, неизменно вызывают улыбку, они всегда близки и понятны, поскольку он не жалует сильных мира сего. Рассказы о Ходже Насреддине снискали огромную популярность.

Зати (ум. в 1546)

Сын сапожника, он, при всех его талантах, не мог достичь вершин в карьере улема, поскольку страдал глухотой. Он писал стихотворения о скромных мастерах и ремесленниках Стамбула. Он прожил, занимаясь предсказаниями, в небольшой хибаре, где собирались поэты.

Физули (1494-1555)

Выходец из тюркского племени байят, он родился и умер в Багдаде. Певец мистической любви, он был автором большого количества достаточно легких пьес, воспевающих эфебов (красивых юношей достигших совершеннолетия), и одной из турецких версий знаменитой поэмы «Лейла и Меджпуп», одного из классических произведений о платонической любви. Несмотря на пенсию, которую он получал от Сулеймана Великолепного, Физули ни разу не побывал в Стамбуле. После смерти его имя было покрыто славой: Турция, Ирак, Иран и Азербайджан — в каждой из этих стран до сих пор утверждают, что Физули — певец именно их поэтических традиций.

Хайали (ум. в 1556)

Уроженец Енидже (Гиница), что на Вардаре, неподалеку от Салоник, он появился в Стамбуле как ученик дервиша Баба Али, из-за которого покинул свой родной город. Он и сам жил дервишем, потом вошел в круг поэтов при Сулеймане Великолепном. В его стихах прослеживаются мистические тенденции.

Баки (1526-1600)

Махмуд Абд аль-Баки родился в Стамбуле. Сын муэдзина, он сделал блестящую карьеру улема и снискал благосклонность Сулеймана Великолепного благодаря касиде, длинной поэме, посвященной монарху по случаю удачной экспедиции в Персию. Человек блистательного ума, великолепной образованности и высокой культуры, Баки является лучшим представителем турецкого классицизма, заслужив в свое время титул «султан среди поэтов». Он больше, чем другие, развивал в своем творчестве религиозные и мистические сюжеты. Его исключительно рафинированный стиль в совершенстве, несколько академичном, соединяет силу и элегантность, веселье и степенность. Непринужденная и легкая жизнь высших слоев общества в Стамбуле XVI в., яркие пейзажи, веселые и живописные сценки из мест развлечений столицы и ее окрестностей — блестяще отражены в его поэмах. В этом мире все недолговечно. Красота и прелесть природы, юности, счастья погибнут неизбежно. Поэтому любите, пейте и веселитесь так, как можете: «Не отказывайтесь от возможностей, ибо забавы этого мира так же мимолетны, как цветение роз».

Страницы: 1 2 3


Полезные статьи:

Репертуар рукописной книги 18 века.
Репертуар рукописной книги в Петровские времена был весьма разнообразен. Он состоял из литературных произведений предшествующих столетий, в основном, второй половины 17-го и первой четверти 18-го веков. В рукописной книге 18 века превалир ...

Роль женщины в современном обществе в концепции постфеминизма
Для более глубокого понимания сущности феномена «чиклит» необходимо рассмотреть подробнее понятие «постфеминизм», которое появилось в Европе в начале 90-ых годов двадцатого столетия. Его идеологи (среди них испанка Камилла Палья) ратуют з ...

Петербургский период
В июне 1817 г. Пушкин покинул лицей и переехал в Санкт-Петербург, где был зачислен коллежским секретарём в Коллегию иностранных дел. Считается, что с осени 1817 г. начался второй, «Петербургский», период в творчестве поэта. К этому времен ...