ПоэтыСтраница 2
Нефи (1572-1635)
Родившийся в Хасан Кале, на востоке Турции, возле Эрзурума, Омер эфенди, носивший псевдоним Нефи, считается самым крупным поэтом-сатириком в османской литературе. После пребывания при дворе крымского хана он перебрался в Стамбул, где работал счетоводом. Знаменитым его сделали поэмы с легкой музыкальностью стиха, но больше этому способствовали его язвительный ум и острый язык, которые не обошли никого из его современников. От него часто доставалось высокопоставленным лицам, но он не желал ни поправлять написанное, ни извиняться за сказанное; его заточили в тюрьму, казнили, а тело его, по приказанию Мурада IV, бросили в море. В XVII в. Нефи был лучшим автором касыде, т.е. пространных поэм, в жанре которых он сочинял панегирики, в том числе и по отношению к себе.
Юсуф Наби (ум. в 1712)
Считается самым крупным представителем персидских тенденций в османской литературе и поэтом, у которого было больше всего подражателей. Приехав из своей родной Урфы искать удачу в столицу, он тридцать лет прослужил управляющим у фаворита султана, великого визиря Кара Мустафа-паши. После смерти последнего в 1683 г. (был казнен за неудачную осаду Вены) он переехал в Алеппо, где тихо прожил в отдалении около двадцати пяти лет. Там он написал для своего сына небольшую книгу советов в стихах, Хайрийе, которая представляет собой одно из самых интересных произведений османской поэзии. В отличие от обычных риторических учебников, это произведение не только содержит наставления проповедовать религиозные добродетели, творить добро, стремиться к познанию, — ко всему этому привнесены его личные наблюдения и оценки, которые дают представление о жизни турецкого общества в ту эпоху. В его отличающихся легкостью стихотворениях, присутствуют темы классических «ухаживаний», их отличает необычный шуточный жанр.
Ахмед Недим (1681—1730)
Сын кади из Стамбула и учитель медресе, он автор «эпохи тюльпанов», периода спокойной и размеренной жизни, который при дворе и в столице отмечен праздниками и развлечениями. Эта эпоха длилась с 1718 по 1730 г. Особенность его творчества состояла в том, что он написал, по меньшей мере, тридцать панегириков во славу султана и его великого визиря, представлявших собой небольшие стихотворные произведения, которые были положены на музыку и пелись на праздниках. Не отказываясь полностью от искусственных средств выражения, унаследованных от персов, он избегает вычурного стиля и создает простые выразительные образы. Его поэзии присущи радостные и легкие интонации, сочетающиеся с печальным и выспренним стилем, связанным с предыдущими традициями. Такая независимость духа и безразличие к устоявшимся канонам вызывала недовольство в консервативных кругах. Когда в 1730 г. взбунтовались янычары и низложили Ахмеда III, этот придворный поэт оказался жертвой восстания.
Зюбейде Фитнат Ханум (ум. в 1780)
Вероятно, самая известная османская поэтесса, дочь шейх уль-ислама, супруга (говорили, что была несчастна в браке) кадиаскера Румелии. Ее семейные привязанности к высшим представителям религиозной иерархии не мешали ей участвовать в состязаниях с поэтами в литературных импровизациях, где она проявляла большое чувство юмора. Сохранившиеся отрывки ее поэм, к сожалению, немногочисленные, отличаются живым и игривым стилем, непринужденным и ясным языком.
Галиб Деде Мехмед Эсад, или Шейх Галиб (1757-1799)
Родился и умер в Стамбуле, с юности сочинял свои стихотворения под именем Галиб «Победоносный». Он стал настоятелем крупного монастыря братства мевлеви в Галате (Стамбул), куда к нему захаживал поговорить султан Селим Ш, сам поэт и музыкант. Его шедевром стала поэма Красота и любовь (Хусн-ю ашк), состоящая примерно из четырех тысяч двустиший и написанная за один месяц в 1782 г., героями которой являются художественные образы двух бедуинов из Аравии — Хусн, «Красота» (девочка) иАшк, «Любовь» (мальчик). Среди других главных действующих лиц — аллегорические персонажи Страсть, Смятение, Скромность . Его не вполне самостоятельные аллегории были бы порождением скуки, не будь на то возбужденного воображения поэта, апокалиптически рисующего демонов и ангелов, выдумывающего странные авантюры, навеянные искренним мистицизмом. Галиб Деде считался, по крайней мере в конце XVIII в., последним великим традиционным поэтом Османской империи.
Полезные статьи:
Серебряное Копытце
Весьма примечателен персонаж по имени Серебряное Копытце. «Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – ...
Профессиональная жизнь
В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина. В 1915 году Есенин приехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А.А. Блоку, С.М. Городецкому и другим поэтам. В это время он сблизился с гру ...
Понятие «функциональный стиль» и его характеристики
В лингвистической стилистике существует два направления: стилистика языка и стилистика речи (функциональная стилистика). Стилистика языка исследует стилистическую структуру языка, описывает стилистические средства лексики, фразеологии и г ...