Кутузов и НаполеонСтраница 2
О Кутузове французские историки пишут очень мало, оно и понятно кто любит писать о поражении своей страны особенно в такой ситуации, когда победа Наполеона была так очевидна. Русские же историки до сих пор тщательно исследуют великого полководца.
Эдвард Радзинский сказал: «Наполеон – это человек, который жил, соотнося себя только с Историей». Наполеон Бонапарт и его роль в развитии европейской цивилизации будет предметом пристального внимания еще многих поколений историков, а к его образу в литературе еще много лет будут обращаться читатели всего мира, пытаясь понять, в чем же заключается грандиозность этой личности.
Где же та причина, которая породила подобную популярность этого человека, и почему Наполеон Бонапарт стал легендой? Безусловно, большое влияние на формирование такого всеобщего интереса к его персоне оказали его личные качества и та роль, которую он сыграл в истории Европы, заложив основы современного европейского союза государств и наций. Однако есть и еще одна причина востребованности Наполеона в современном обществе – это тот образ, который создали историки, образ неоднозначный и дискуссионный. Он складывался в течение многих лет, и до сих пор постоянно меняется. У него появляются какие-то новые черты, привлекаются новые источники для попыток воссоздания реального Бонапарта. Попробуем рассмотреть судьбу этого образа в российской историографии.
Первый интерес к личности французского императора историки проявили еще при его жизни. В годы консульства и империи (возможно, не без участия самого Наполеона) формируется так называемая «бонапартистская легенда», в соответствии с которой он изображается как революционер, пацифист, распространитель идей 1789г., желавший объединить нацию и умиротворить страну.
Интерес к Бонапарту примерно в тоже время появляется и у русских историков, но они все еще в основном ограничиваются описанием хода Отечественной войны 1812г. Отдельно стоит отметить две обзорных работы Н.И. Кареева, крупнейшего специалиста по истории французского крестьянства в предреволюционные и революционные годы. В шеститомнике «История Западной Европы в Новое Время» (1892 – 1910гг.) и «Общем курсе истории XIX в.» он попытался определить значение Великой французской революции и наполеоновских войн для развития западноевропейской цивилизации.
Советская историческая наука продолжила изучение темы Наполеона. Освоение этой темы в Советском Союзе имело свои особенности, которые были продиктованы господством формационного подхода, марксистского понимания истории и политической ангажированности исторических исследований.
Е.В. Тарле оценивает наполеона так: «он изгнал всякое, даже отдаленное, представление о свободе из всего государственного и общественного быта своей империи – полнейшее безмолвие царило в течение всего его царствования в его необъятной империи. Он хотел всем руководить и всем повелевать».
Первый император Франции – это очень сложная и противоречивая личность, личность, порожденная переходной эпохой. И под конец я хочу процитировать Е.В.Тарле: «В памяти человечества навсегда остался образ, который в психологии одних перекликается с образами Аттилы, Тамерлана и Чингисхана, в душе других – с тенями Александра Македонского и Цезаря, но который по мере роста исторических исследований все более и более выясняется в его неповторимом своеобразии и поразительной индивидуальной сложности».
Наполеон поставил перед собой одну задачу, которую, по его мнению, с его армией можно легко достигнуть – подчинение всего мира и прививание к каждому народу Монархии. Перед своей армией Наполеон ставит всего одну задачу «поработить народ любой ценой», его не волнует количество потерянных жизней, как со стороны противника, так и со своей стороны. Наверное, только этой причины было достаточно, чтобы в умах народов при звучании слово Наполеон всплывал образ безжалостного и безумного тирана готового идти по головам к своей безумной цели.
Достаточно посмотреть лишь одну сцену, чтобы определить характер французского императора. Это сцена подготовки к битве у Бородина. Наполеон больше готовился не к битве, а к параду. Он считал, что война уже выиграна и оставалось только подготовиться к входу в захваченный город. Это говорит о его напыщенности самоуверенности и чрезмерном эго Наполеона.
Полезные статьи:
Наследство белой вороны
Перед своей смертью Алонсо Кихано, он же Рыцарь Львов, Рыцарь Печального Образа и Дон Кихот, осудил все рыцарские романы и отрекся от всех своих идей. Даже присутствовавший при этом писарь заметил, что «ни водном рыцарском романе не прихо ...
Обзор литературы о писателе
Среди последних работ об Уайльде эта сравнительно новая монография (она появилась в 1987 г.) выделяется отсутствием не то что умолчаний, но какой бы то ни было ретуши, когда речь заходит о событиях, приведших к печально знаменитому судебн ...
Творчество В.В.Ерофеева
В отклике на первую, изданную в СССР книгу Ерофеева Тело Анны, или Конец русского авангарда (1989) композитор А. Шнитке писал: «Вы . испытываете тот двойной эффект соприкосновения с издавна знакомым, но совершенно небывалым, то потрясение ...