Кутузов и НаполеонСтраница 1
Анализ громадной, очень сложной исторической фигуры Кутузова иной раз тонет в пестрой массе фактов, рисующих войну 1812 г. в целом. Фигура Кутузова при этом если и не скрадывается вовсе, то иногда бледнеет, черты его как бы расплываются. Кутузов был русским героем, великим патриотом, великим полководцем, что известно всем, и великим дипломатом, что известно далеко не всем.
Кутузов является великим стратегом. Выявление же громадных заслуг Кутузова перед родиной затруднялось тем, что долгое время отход от Бородина до Тарутино, а за тем и до Вильно не рассматривался как глубокий и грандиозный план Кутузова о непрерывном контрнаступлении приведшего к полному сокрушению противника.
Ценные новые материалы побудили советских историков, занимающихся 1812 годом, приступить к выявлению своих недочетов и ошибок, пропусков и неточностей, к пересмотру сложившихся прежде мнений о стратегии Кутузова, о значении его контрнаступления.
В громадной новой (1946-го и последующих годов) «Британской энциклопедии» читаем о Кутузове следующее: «Он дал сражение при Бородине и потерпел поражение, но не решительное». А дальше: «Осторожное преследование противника старым генералом вызывало много критики». Вот и все. Эта оценка, особенно ее лаконизм, живо напоминает классические полторы строки о Суворове в одном из прежних изданий Малого Энциклопедического словаря Лярусса: «Суворов, Александр. 1730-1800. Русский генерал, разбитый генералом Массена». Когда и где? Об этом осторожно не упоминается по весьма понятной причине. Это — все, что французам полагается знать об Александре Суворове. Не менее обстоятельно сказано и о Кутузове: «Кутузов, Михаил, русский генерал, побежденный при Москве. 1745-1813». Вот и все. К этому следует прибавить и примечательный отзыв о Кутузове, принадлежащий акад. Луи Мадлэну, написавшему в 1934 г. во вступительной статье к изданию писем Наполеона к Марии-Луизе, что после Бородина Кутузов «имел бесстыдство (eut impudence) не считать себя побежденным».
Имя фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова пользуется заслуженной мировой известностью. Воспитанный на лучших традициях русского военного искусства, основы которого были заложены Петром I, Румянцевым и Суворовым, Кутузов в более сложных исторических условиях поднял русское военное искусство на новую, высшую ступень. Пятьдесят два года прослужил в рядах русской армии Михаил Илларионович Кутузов. Силой своего военного дарования, своим самоотверженным и тяжелым ратным трудом он добился крупнейших успехов, одержал множество побед, слава которых никогда не померкнет. Его полководческая деятельность является образцом патриотического служения Родине. Однако в дореволюционной военно-исторической литературе либо замалчивалось полководческое искусство Кутузова, либо Кутузов изображался только как последователь и подражатель Румянцева и Суворова. Конечно, влияние Румянцева и Суворова, их военной школы на формирование мировоззрения Кутузова было значительным. Этого не отрицал и сам Кутузов. Он часто говорил о своих предшественниках-полководцах как о великих людях и ссылался на них в своих приказах и обращениях к войскам. Под командованием Румянцева Кутузов участвовал в первой турецкой войне, где приобрел начальный боевой опыт. Влияние Суворова на Кутузова было еще более значительным. Именно Суворов был тем учителем Кутузова, который передал ему основные качества военачальника. Кутузов глубоко усвоил содержание суворовской «Науки побеждать». Ученик и соратник Суворова, Кутузов перенял его методы ведения боевых действий и воспитания войск и в новых условиях развил дальше и обогатил русское военное искусство. Известным полководцем Кутузов стал еще при жизни Суворова. Он так же, как и Суворов, не придерживался шаблона в способах ведения боя, отбрасывал устаревшие формы боевых порядков. Ему был чужд формальный методизм прусской школы, и он был врагом всяческих ее проявлений в русской армии. Полководческое искусство Кутузова и его выдающиеся качества военачальника с особой силой проявились в войнах начала XIX века. Кутузов велик, как единственный полководец, разгромивший армию Наполеона, и Кутузов был прав, говоря, что он, и предводимый им русский народ, со славой победили большую и грозную силу, с которой никто в Европе не мог справиться. «Должно меня утешать то, что я первый генерал, перед которым Бонапарте так бежит»,- писал Михаил Илларионович в 1812 г. (М.И. Кутузов. Документы, т. IV, ч. 2, док. № 168, стр. 178.) Об Отечественной войне 1812 г. буржуазными историками написано огромное количество книг, брошюр и статей. Но в этой литературе не нашлось места для справедливой, объективной оценки полководческого искусства выдающегося деятеля этой войны - фельдмаршала Кутузова, так как умаление и искажение роли Кутузова было непреклонным требованием царя Александра I и его преемников. Только советская историческая наука сумела по-настоящему оценить деятельность великого полководца. В настоящей работе автор не ставил своей целью всесторонне исследовать полководческое искусство М.И. Кутузова. Его скромная задача - кратко рассказать о жизни великого полководца, его боевых делах и подвигах, которыми по праву гордится наш народ. При освещении многогранной деятельности Кутузова автор позволил себе широко использовать воспоминания современников полководца, боевые приказы, донесения, реляции и личную переписку Кутузова, считая, что подлинные документы представят для читателя значительный интерес. Изучение героического прошлого нашей Родины особенно важно для воспитания советского патриотизма; «…советский патриотизм,- говорил М.И. Калинин,- является прямым наследником творческих дел предков, двигавших вперед развитие нашего народа» (М.И. Калинин. О коммунистическом воспитании, 1948, стр. 63). Советская Армия, унаследовавшая лучшие традиции военного искусства, одним из основоположников которого был М.И. Кутузов, свято чтит память великого русского полководца, одного из величайших и талантливейших сынов русского народа.
Полезные статьи:
Творчество А.А.Ахматовой
В 1912 г. вышла первая книга стихов Ахматовой "Вечер", за ней последовали сборники "Чeтки" (1914), "Белая стая" (1917),"Подорожник" (1921) и др. Ахматова примыкала к группе акмеистов. Лирика Ахматов ...
«1984» Оруэлла
Это выражение настроения и ещё это предупреждение. Настроение, которое оно выражает, очень близко к отчаянию за будущее человека, а предупреждение заключается в том, что, если курс движения истории не изменится, то люди по всему миру поте ...
Виктор Ерофеев. Трагедия “потерянного поколения” в творчестве
Э. М. Ремарка
“Мы хотели было воевать против всего, всего, что определило наше прошлое, - против лжи и себялюбия, корысти и бессердечия; мы ожесточились и не доверяли никому, кроме ближайшего товарища, не верили ни во что, кроме таких никогда нас не об ...