Разделы


Материалы » Москва в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова » "Мальчика везут учиться"

"Мальчика везут учиться"

Осенним днём 1827 года в Москву въезжала большая старомодная карета. В карете сидела пожилая барышня и рядом мальчик. В глубине виднелось горбоносое лицо француза-гувернёра с чахоточным румянцем на впалых щеках. Вслед тянулись телеги с вещами и дворней. Гвардии поручица Арсеньева везла учиться внука Лермонтова.

Долго тащились по пустынным улицам. Наконец подъехали к дому в сергиевском переулке, где жил дядя Арсеньевой, Михаил Афанасьевич Мещеринов.

Семья Мещериновых - одна из культурных, образованных семей города. У Мещериновых прекрасная библиотека, по стенам картины лучших мастеров, в гостиной звучала музыка Бетховена и Моцарта. Перед мальчиком, проведшим детство в деревне, открылся новый мир.

Болезненно-самолюбивым, экзальтированным ребёнком запомнился Лермонтов Меликову, ученику знаменитого художника Брюллова, часто встречавшему его в детстве у Мещериновых: " .маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти с умными чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на того, кто был симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны".

У Лермонтова появились новые товарищи. Он затеял с ними театр марионеток. Ещё в пятилетнем возрасте его сводили в театр на оперу Кавоса "Князь-невидимка", которую теперь он увидел в новой, ещё более роскошной постановке. Всё это поразило детское воображение будущего поэта, и он начал сочинять пьесы и лепить из воска кукол-актёров.

Из Тархан Лермонтов привёз свою большую тетрадь в голубом бархатном переплёте, куда переписывал разные стихи. Внутри тетради надпись его рукой: "Разные сочинения принадлежат М. Л. 1827 года, 6-го ноября". Эта дата как рубеж - начало новой московской жизни, после неё содержание тетради меняется. Вначале - французские стихотворения о греческих богах и героях, которые давал ему читать в Тарханах гувернёр-француз, после даты "6-ого ноября" поэмы - "Бахчисарайский фонтан" Пушкина и "Шильонский узник" Байрона в переводе Жуковского. Поэмы переписаны почерком взрослого и только частично детским почерком Лермонтова.

Прозимовав на Сретенке, Арсеньева весной перебралась с внуком на Поварскую (теперь улица Воровского).

С переселением на Поварскую Лермонтов оказался в самой гуще дворянской Москвы. Улицы, расположенные в стороне от многолюдной торговой части города (Остоженка, Пречистенка, Арбат, обе Молчановки, Поварская, обе Никитские), поросли травой; невысокие деревянные дома тонули в зелени и напоминали деревенские усадьбы.

Арсеньева сняла на поварской маленький домик. Там Лермонтов продолжал начатую на Сретенке подготовку в Московский университетский благородный пансион, о чём писал своей тёте Марии Акимовне Шан-Гирей, руководившей его занятиями в Тарханах.

Интересно, что Лермонтов, в своих письмах и ранних произведениях, писал свою фамилию через «а». Это объясняется тем, что фамилию свою Лермонтов производит от имени легендарного испанского предка герцога Лермы, по преданию бежавшего в Шотландию. Он ещё долго будет писать свою фамилию через "а", иногда подписываясь кратко: "М. Лерма".

Занятиями Лермонтова в Москве руководил надзиратель и преподаватель пансиона Алексей Зиновьевич Зиновьев. Его главной специальностью была история, но этот всесторонне образованный человек, педагог и литератор, дал своему преждевременно развитому ученику богатые сведения также по литературе. Зиновьев говорил Лермонтову, что способность писать стихи есть дар, которым наделены от рождения избранники. Но чтобы достигнуть совершенства, поэт должен знать, как писали стихи до него и как пишут его современники. И Зиновьев познакомил Лермонтова с основными принципами принятого в то время силлабо-тонического стихосложения. Лермонтов быстро овладел ямбом.

Зиновьев говорил своему ученику, что начало и основу искусства составляет идея, что истинный поэт должен быть философом. Особенно высоко ставил Шекспира, считал, что никто прекраснее этого чудесного гения не раскрыл тайны человеческого сердца. Основными свойствами лирической поэзии называл музыкальность и пластичность, благозвучие и живопись. Занятия с Зиновьевым давали обильную пищу уму Лермонтова, способствовали развитию его разносторонней одарённости. Со своим учителем Лермонтов совершает прогулки по Москве, знакомится с произведениями искусства и с памятниками истории. Не раз поднимался он по винтовой лестнице на колокольню Ивана Великого, любовался панорамой древней русской столицы. Когда Лермонтов увидел Москву пятилетним ребёнком, город сохранял ещё следы пожара двенадцатого года: рядом с новыми домами зловеще чернели остовы обгоревших зданий. Теперь перед подростком раскинулся заново отстроенный город. Это была живая летопись. И он, успев к тому времени полюбить Москву, учился её читать.


Полезные статьи:

Тематика печатной книги 18 века.
Содержание книг первой половины 18 века связано с правительственными нуждами: проведением преобразований, помощью народу в усвоении всего нововведенного. Более всего выходило изданий политического характера (манифестов, указов, регламент ...

Появление утопического жанра
В утопической литературе отразилась общественная потребность в гармонизации отношений между личностью и обществом, в создании таких условий, когда бы интересы отдельных людей и всего человеческого сообщества были слиты, а раздирающие мир ...

Литературная сказка в XVIII веке
Русская литературная сказка восприняла то, что было выработано традиционным фольклором (духовный опыт народа, идеалы и надежды, представления о мире и человеке, добре и зле, правде и справедливости - в совершенной, гармоничной, емкой, век ...