Деятельность объединения калининградских писателейСтраница 1
Организация была создана в период, который в нашу историю вошел как период «хрущевской оттепели». Это время трудно оценить однозначно. С одной стороны появилась некоторая свобода, которая опьянила на первых порах многих свободомыслящих людей, но уже скоро им показали допустимые рамки свободы. Писателей постигло разочарование.
17 декабря 1962 года прошла встреча Хрущева и высших руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. А до этого Хрущев пригласил на встречу молодых писателей и литераторов. Причиной такого пристального внимания Хрущева к творческой жизни страны послужило, вошедшее в историю, посещение главой государства выставки московских художников абстракционистов. От этой выставки Хрущев пришел в ужас. И решил всерьез заняться идеологическим воспитанием молодежи. Последствия этой встречи ощутили и калининградские писатели.
Атмосферу в писательской организации того времени можно представить по стенограммам собраний. Сначала писатели восприняли такое внимание как положительную тенденцию. На заседании бюро Калининградского союза писателей от 19 февраля 1963 года был заслушан доклад Жернакова «За партийность и народность литературы. Двадцатый век – век коммунизма». В докладе было сказано: «Устранение последствий культа личности означает укрепление партийного руководства искусством, совершенствование его форм и методов, полное восстановление и развитие ленинских норм и принципов».[27]
Ерашов, прослушав доклад, высказался: «Товарищи, я думаю, что каждый литератор, молодой или старый не мог не порадоваться тому отрадному изменению, которое произошло в нашей литературе. Мы знаем, что когда в руководстве стоял Сталин, вопросы литературы либо не поднимались ЦК партии вообще, либо некоторые издаваемые документы носили характер несправедливый и не способствовал развитию литературы, отсутствовала творческая атмосфера как в литературе, так и в отношениях к литературным деятелям. Тем отраднее тот дружеский тон, который был задан в 1961 году Никитой Сергеевичем Хрущевым »[28]
Но скоро стало понятно, что такое внимание к культуре оборачивается усилением цензуры. Очень ярко показывает это время общее собрание Калининградского союза писателей от 20 апреля 1963 г. На собрании присутствовали П. Воробьев, В. Ерашов, И. Жернаков Я. Зарахович, С. Снегов, И. Строганов и 35 молодых литераторов. Повестка дня так и звучала: «Итоги мартовской встречи руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства». Докладчиком был тогдашний секретарь организации Жернаков И.Д. В архиве хранится стенограмма этого совещания и доклад И.Д. Жернакова в котором говорилось: «На пленуме вновь и вновь говорили о таких произведениях недоброй славы порадовавших буржуазный мир, как «Бабий Яр» Е. Евтушенко, «Треугольная груша» и «Полуторка» А. Вознесенского, путевые записки В. Некрасова из «Нового мира», «Звездный билет» и «Апельсины из Мороко» В. Аксенова, «Белый флаг» В. Тендракова … В одном из последних номеров «Литературной России» рассказывалось о том, какое обозрение советской литературе за 1961-1962 годы сделала некая фашиствующая Барбара Боде на страницах западно-германского журнала «Остеуропа». В этой статье Фрау Боде расхваливала «Будь здоров школяр» Б. Окуджава, и «Тишина» Ю. Бондарева и «Кира Георгиевна» В. Некрасова, «Иди до конца» Снегова…». [29]
Об этом времени очень интересно рассказал Евтушенко, примерно два года назад посетивший Калининград, чья встреча с читателями демонстрировалась по телевидению. Он рассказал, какие нападки посыпались на его произведение «Бабий Яр», как силен был в то время идеологический пресс.
Особо досталось от Жернакова на этом собрании С. Снегову. Жернаков обвинил в безнравственности роман Снегова «В глухом углу». Осудил так же его роман «Иди до конца». И. Жернаков ругал так же роман Ерашова «Человек в гимнастерке». Это роман о командире роты Козовом и замполите Кудрявцеве. Намечая цели литературы на данном этапе, И.Д. Жернаков сказал: «Нам нужны современные Чапаевы и Корчагины, Давыдовы и Кошевые… Сейчас партия выдвинула, как одну из главных задач советской литературы высокохудожественное раскрытие положительных сторон развития нашего общества.»[30]
Полезные статьи:
Зарождение римского эпоса
О раннем римском эпосе мы имеем лишь смутные представления. Какие-то песни во славу предков, видимо, исполнялись когда-то на пирах, но не певцами-сказителями, а пирующими поочередно. Между бытованием этих песен и первыми литературными опы ...
Бомонт и Флетчер
Пьесы Бомонта (1584-1616)
и Флетчера (1579-1625)
характеризуют уже иную эпоху в истории английского театра. В то время как Бен Джонсон еще продолжал традиции XVI века, сохраняя простонародную вольность своих комедий, Бомонт и Флетчер ст ...
«Друзей моих прекрасные черты...»
Эстетическая доминанта творчества Ахмадулиной — стремление воспеть, «воздать благодаренье» «любой малости»; ее лирика переполнена признаниями в любви — прохожему, читателю, но прежде всего друзьям, которых она готова простить, спасти, защ ...