Разделы


Материалы » Репрезентации природы в стихотворениях Б. Пастернака » Уровни репрезентации и литературные приемы описания природы в поэтическом творчестве Бориса Пастернака

Уровни репрезентации и литературные приемы описания природы в поэтическом творчестве Бориса Пастернака
Страница 2

Большое озеро как блюдо.

За ним - скопленье облаков,

Нагроможденных белой грудой

Суровых горных ледников.

По мере смены освещенья

И лес меняет колорит.

То весь горит, то черной тенью

Насевшей копоти покрыт.

Когда в исходе дней дождливых

Меж туч проглянет синева,

Как небо празднично в прорывах,

Как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив.

Разлито солнце по земле.

Просвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

"Когда разгуляется"

Начиная с детских воспоминаний и до последних дней, Пастернак всегда видел мир в своей поэзии, лирической и традиционной прозе, в красках и линиях.[9]

От матери Пастернак внес в свою поэзию музыку, причем наиболее часто музыка и природа "живут вместе":

Но вот их снимали, и, в хлопья облекшись,

Пускались сновать без оглядки дома,

И плотно захлопнутой нотной обложкой

Валилась в разгул листопада зима.

"Баллада"

Кому ужонок прошипел?

Кому прощально машет розан?

Опять депешею Шопен

К балладе страждущей отозван.

"Все утро с девяти до двух"

В юности Пастернак увлекался философией и даже ездил учиться в Марбург, но вскоре неожиданно бросил все и уехал в Италию: Его тянуло к пластическому восприятию действительности. О поэзии еще было рано думать, но она уже влияла на его судьбу, невидимо притягивая и выделяя. Он не стремился к изучению мира, он - созерцал".[10] Самой близкой для Пастернака философией должна была быть теория пантеизма: во всей его творчестве природа оживляется и одухотворяется:

Как бронзовой золой жаровень,

Жуками сыплет сонный сад.

Со мной, с моей свечою вровень

Миры расцветшие висят.

И, как в неслыханную веру,

Я в эту ночь перехожу,

Где тополь обветшало-серый

Завесил лунную межу,

Где пруд как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой,

Где сад висит постройкой свайной

И держит небо пред собой.

Природа у Пастернака наделена чувствами: она любит, страдает, переживает, радуется:

Там мир заключен. И, как Каин,

Там заштемпелеван теплом

Окраин, забыт и охаян,

И высмеян листьями гром.

Кустарника сгусток не выжат.

По клетке и влюбчивый клест

Зерном так задорно не брызжет,

Как жимолость - россыпью звезд.

"Счастье"

Обращает на себя внимание и характер сравнений: явления природы сравниваются с людьми, с частями человеческого тела: все это - способы оживить пейзаж:

И блестят, блестят, как губы,

Не утертые рукою,

Лозы ив, и листья дуба,

И следы у водопоя.

"Три варианта"

Природа у Пастернака постоянно движется, ее жизнь динамична: активность, изменчивость и динамичность вторгающейся в поэзию действительности - действительности действующей, - подчеркивается поэтом постоянно.[11]

Природа ж - ненадежный элемент,

Ее вовек оседло не поселишь.

Она всем телом алчет перемен

И вся цветет из дружной жажды зрелищ.

"Спекторский"

Связь природы и человека очень часто подчеркивается Пастернаком, он считал, что человек - это часть природы:

В траве, меж диких бальзаминов,

Ромашек и лесных купав,

Лежим мы, руки запрокинув

И к небу головы задрав.

Трава на просеке сосновой

Непроходима и густа.

Мы переглянемся - и снова

Меняем позы и места.

И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены

И от болезней, эпидемий,

И смерти освобождены.

"Сосны"

Состояние человека, состояние его души почти всегда передается опять-таки через природу:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Страницы: 1 2 3 4


Полезные статьи:

Становление жанра трагедии в русской литературе XVIII века. Драматургический жанр в творческом наследии А.П.Сумарокова
Время жизни и творчества Александра Петровича Сумарокова охватывает почти все крупные события в истории России XVIII века. Сумароков родился за 8 лет до смерти Петра I, а умер через 2 года после подавления крестьянского восстания под пред ...

Слово и классы слов.
Слова, как известно, делятся на изменяемые и неизменяемые, часть из которых выполняют такую же синтаксическую функцию: как и изменяемые. Маяковский изменяет правилам современного языка, делая из несклоняемых склоняемые существительные (ча ...

В.А. Жуковский- родоначальник «немецкой школы» русских писателей
Первым русским поэтом, исходившим в своих переводах стихотворений И.В. Гете из целостного восприятия его поэтической личности, был В.А. Жуковский, родоначальник «немецкой» школы русских поэтов (Д.В. Веневитинов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Т ...