Характерные черты творчества Н. НосоваСтраница 1
Детская литература существует как самостоятельная область литературы, обладающая своими, только ей присущими, чертами и качествами, отличающими ее от литературы для взрослых. В творчестве Н. Носова особенно хорошо прослеживаются характерные черты, присущие детской литературе.
С. Маршак писал: "Если в книге есть четкая и законченная фабула, если автор не равнодушный регистратор событий, а сторонник одних героев повести и враг других, если в книге есть ритмическое движение, а не сухая рассудочная последовательность, если моральный вывод из книги - не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода событий, да еще, если ко всему этому книгу можно разыграть в своем воображении как пьесу, или превратить в бесконечную эпопею, придумывая для нее все новые и новые продолжения, - это и значит, что книга написана на настоящем детском языке". [1]
Вот такой "настоящий детский язык" и присущ всему творчеству Н. Носова.
Николай Николаевич Носов (1908 - 1976) занимает в советской детской литературе почётное место. Яркий юмористический талант, сочетающийся с большей долей лиризма, раскрывается уже в первых рассказах: сборники "Тук-тук-тук" (194), "Ступеньки" (1946), "Весёлые рассказы" (1947). Писатель изображает самые обычные события в жизни школьника - пионерский лагерь, поездку на дачу, покупку новой игрушки, но все они, как правило, рассказаны самими участниками этих событий.
На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий ко всему происходящему героя - мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно освещающего те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.
Есть у детской литературы одно свойство, без которого она не была бы собою. Это свойство - юмор. Оно обусловлено натурой ребенка, у которого, по выражению Чуковского, "есть великая потребность смеяться". Важно дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности.
Смешат ребенка не только для веселья. Смешат для того, чтобы воспитать в нем чувство юмора - драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, "увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами".
С чувством юмора связана и полноценность интеллектуальной жизни человека. "Смех - один из каналов познания, - пишет В. Сухомлинский, - одна из точек зрения, с которой перед человеком открывается мир в его многообразии. И если этот канал закрыт, мысль не развивается полноценно". [2]
Справедливо говорят о том, что нередко именно юмор является кратчайшим расстоянием от идеи воспитателя до сознания воспитанника.
Носов, рассказывая о типичном повседневном поведении подростка, его промахах, неудачах, желании самоутвердиться, вовсе не осуждает своего героя. Его рассказы лишены лобовой назидательности. Он с мудрой улыбкой даёт возможность читателю посмотреть на себя со стороны, увидеть смешное, в способах самоутвердиться.
Период роста героя естествен, его переживает каждый, но именно смешная сторона помогает осмыслить многое в самом себе. Б. Житков писал о том, что юмор - организация духа. "Как бываешь подчас в беде благодарен за юмористическое двустишие, за складную смешную поговорку; она даёт тебе взгляд сбоку на своё положение, напоминает, что не один ты в таком виде по свету гулял. И взгляд на твоё положение у народа совсем не такой лихой и безнадёжный, - вот, гляди, и легче, и веселей, стало, и крепче ты стал. Велик у юмора коэффициент полезного действия".
В конце 40-х - начале 50-х годов Носов пишет ряд повестей о школьной жизни: "Весёлая семейка" (1949), "Дневник Коли Синицына" (1950) и, наконец, подлинно новаторскую для того времени повесть "Витя Малеев в школе и дома" (1952). Интересно, что в повестях Носов словно бы и не избирает новых сюжетов.
На первый взгляд, это типичный рассказ об отстающих учениках, о работе в кружке юннатов, но по существу книги Носова стали переворотом в жанре "школьной повести". Одновременно с Н. Дубовым, Носов совершенно иначе показывает жизнь школы, повседневное бытие школьника, пользуясь свойственным ему оружием - юмором.
Показывая комичные ситуации, Носов критикует шаблон в воспитании. Стереотипные педагогические приемы, используемые порой учителями, вожатыми, с подлинным юмором воспроизведены в диалогах воспитателей и детей.
Однако самое главное, конечно, характеры героев Носова. У мальчишек стремления и способы достижения цели нередко не соответствуют. Расхождение стремлений и поступков, которые определяются свойствами характера и возраста, и создает комические ситуации (например, как Витя Малеев воспитывает волю).
Полезные статьи:
О природе
фантастического в повести "Вий"
1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходит следующий сборник прозаических произведений — "Миргород" (в двух частях). А.С. Пушкин отмечал в "Современнике": "Г-н ...
Абсурдный человек.
Для абсурдного человека нет вечности. Он принимает то время, которое «ему отпущено жизнью». Мораль воспринимается только одна: данная Богом, он живёт без этого бога. Вся жизнь пронизана бунтом. Человек изначально невиновен, но вседозволен ...
Жанровая специфика романа Диккенса «Крошка Доррит».
42. Проблема типического у Бальзака.
Бальзак (1799-1850)
Бальзаковский способ видения мира - полное преображение мира действительности. Из воображаемого рождается абсолютно реаьлный тип человека.
Тип - это не портрет реального лица. Ти ...