Введение
Все большие художники при очевидной, подчас абсолютной непохожести путей, какими они идут в искусстве, сходны между собой в одном - в исторических судьбах. И дело здесь не в признании, которое приходит к ним раньше или позже. Дело в другом: творчество каждого из них, будучи связанным прежде всего со своей эпохой, вырастая из условий ее духовной жизни, заключает в себе и с течением времени все более проявляет способность быть фактом духовной жизни новых эпох, новых поколений, способность ответить на вопросы, которые волнуют и будут волновать многие и многие поколения. В изучении их творчества это обстоятельство и создает определенные трудности, но в то же время во многом облегчает задачу исследователя.
Трудности понятны: у каждой новой эпохи свой духовный опыт, свой кругозор, наконец, своя система оценок, и порой бывает не так-то просто отвлечься от них и посмотреть на писателя глазами его времени, осмыслить его произведения в их конкретных связях с современной ему действительностью.
Но есть и свои преимущества. Они в том, что многие из проблем, которые в свое время лишь угадывались писателем, лишь намечались им к рассмотрению, сегодня либо уже решены, либо близки к решению. «И это дает нам отличную возможность лучше понять характер тех путей, которыми шел в осмыслении этих проблем данный писатель»[1].
Все эти трудности и преимущества мы получаем возможность в полной мере оценить, когда речь идет о творчестве такого своеобразного и такого сложного писателя, как Василий Шукшин.
Время, на которое приходится расцвет его творчества, отошло от нас еще не слишком далеко, и нас волнуют те же проблемы, которые волновали и его. И сам он был одним из тех высоких авторитетов, от которых люди ждут ответа на свои насущнейшие жизненные вопросы. Но в то же время многие нравственные ценности, которые были непреложными для людей 60-80х годов XX века, сегодня пересмотрены – изменилась жизнь, изменились люди, изменились приоритеты. Поэтому не могло не измениться и восприятие творчества Василия Шукшина. Особенно явно это касается сатирических произведений писателя, поскольку те явления, которые обличал Шукшин, сегодня становятся нормой жизни. Но в то же время именно сегодня важно разобраться, какие из них он считал опасными для общества.
«Годы после смерти писателя стали поистине «шукшинским взрывом» в литературной критике: вышло в свет множество статей, монографий, исследований его литературного и кинематографического наследия»[2]. Каждый из критиков открывает в творчестве Шукшина всегда новые стороны и не может дать однозначной оценки. Изучение творчества Шукшина – задача сложная. Его искусство постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко еще не закончены. Но ведь истинное искусство всегда сопротивляется схемам, прямолинейности суждений, игнорированию его самобытности. Так и творчество Шукшина противилось любым попыткам разрушить его цельность и многожанровое единство.
Целью данной работы является анализ сатирических мотивов в творчестве Василия Шукшина. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
Ø рассмотреть жанровое разнообразие сатирических произведений Шукшина;
Ø охарактеризовать основные сатирические типы персонажей в его рассказах;
Ø выявить идейно-художественные особенности сатиры писателя;
Ø проанализировать идейно-нравственную позицию писателя и выявить присутствие особенностей сатиры Шукшина на примере сатирической повести «Энергичные люди»
Полезные статьи:
Истоки русского романтизма
...
А.А. Фет- представитель «чистого искусства»
В то время как для большинства поэтов и литературных деятелей середины и второй половины ХIХ в. увлечение И.В. Гете является только этапом их романтической молодости, три крупных лирических поэта этой эпохи сохраняют на протяжении всего с ...
Виды текущих библиографических пособий
Текущая библиография выполняет функцию регулярного информирования о вновь появляющихся документах и тем самым обеспечивает потребителям возможность постоянно следить за документальным потоком в своей области, всесторонне в нем ориентирова ...