Разделы


Материалы » Константиновские пейзажи в лирике Есенина

Константиновские пейзажи в лирике Есенина
Страница 5

Я вижу – в просиничном плате,

На легкокрылых облаках,

Идёт возлюбленная Мати

С Пречистым Сыном на руках:

Она несет для мира снова

Распять воскресшего Христа:

«Ходи, мой Сын, живи без крова,

Зарюй и полднюй у куста».

\ Не ветры осыпают пущи. 1914. Там же, с. 35\

27 сентября 1990 года церковь возобновила богослужение, которое было приостановлено в 1939 году. Силами настоятеля храма протоиерея отца Александра (Александра Григорьевича Куропаткина), меценатов и прихожан восстанавливается внутреннее убранство.

Напротив церкви неподалеку от дома Есениных поднялась чудесная часовня в честь Святого Духа. Открытие и освящение её состоялось осенью 2003 года, на Рождество Пресвятой Богородицы.

Стояла тихая, ласковая пора бабьего лета. На освящение часовни собрались местные прихожане, приехали верующие из Рязани и окрестных деревень. Священник сотворил молебен и приступил к обряду освящения. И тут произошло чудесное явление: солнце, находящееся над маковкой часовни, вдруг «заиграло». Казалось, сама Пресвятая Богородица благословляла и восстановленную часовню, и прихожан, и весь есенинский край, который Она давно взяла под свой покров.

За всем происходящим наблюдал маленький деревянный дом, который неизменно ассоциируется с «Низким домом с голубыми ставнями» (хотя известно, что эти строки поэт обратил к дому священника И.Я. Смирнова). Это дом Есениных – колыбель есенинской поэзии. Много видел он на своём веку, много раз его перестраивали, но всё же старались сохранить привычную архитектуру, тот облик, к которому привыкли все почитатели есенинской поэзии. Он и сейчас узнаваем: «Наличники, карниз причудливо вырезаны и выкрашены белой краской; железная крыша, водосточные трубы и обитые тёсом углы дома выкрашены зелёной краской…В этом доме, – продолжала вспоминать сестра поэта, – были проведены самые благополучные и спокойные годы жизни нашей семьи. Это была простая деревенская изба размером в 9 квадратных аршин. Её внутреннее расположение было удобно, а с улицы она выглядела очень красивой…Три передних окна выходили в сторону церкви, и в пролёт между церковной оградой и поповским домом из наших окон были видны синеющий лес, излучина Оки и заливные луга». (А.А. Есенина «Родное и близкое» М. 1985 с. 45).

Сколько проникновенных строк посвятил Есенин этому дому! Обращаясь к нему, он сравнивает его то с «синим цветком»:

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?

Синий, синий мой цветок,

Неприхоженный песок,

Где ты, где ты, отчий дом?

\Где ты, отчий дом. 1917. Там же, с. 91\

То, называя «хатой» (что не свойственно этой местности), одухотворяет его, наделяет человеческими чувствами и эмоциями:

Не тоскуй, моя белая хата,

Что опять мы одни и одни.

\ Гаснут красные крылья заката. 1916. Там же, с. 57\

А в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога» (1916 г.) мы встречаем образ «избы-старухи», которая «челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины». Будучи за границей в 1923 году Есенин в мыслях возвращается в родительский дом:

А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский дом.

Всё ему до боли дорого и близко: и улица с опрокинутой «проводов голубой соломой», и «сад в голубых накрапах», и плетень с «прилегшим тихим августом», и липы, которые «держат… в зеленых лапах птичий гомон и щебетню». Он признаётся в любви своему «низенькому дому»:

Я любил этот дом деревянный.

В бревнах теплилась грозная морщь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

А там, за домом, в глубине сада под сенью деревьев приютилась маленькая избушка, в которой жили родители после пожара 1924 года. «Отец с матерью, – пишет в воспоминаниях А.А. Есенина, – получив страховку за сгоревший дом, купили маленькую шестиаршинную избушку и поставили ее в огороде, чтобы до постройки нового дома иметь хоть какой-нибудь, но свой угол». В разговоре с друзьями Есенин шутливо называл временное пристанище родных «избушкой на курьих ножках».

Отцовский дом не мог я распознать…

/ «Возвращение на родину» 1924 г. Там же с. 86/

Но самое главное – это сад Есениных. Изба-времянка вся утопала в зелени яблонь и вишен:

Сад полышет, как пенный пожар…

………………………………………….

Дымком отдает росяница

На яблонях белых в саду.

…………………………………………

Ну как теперь ухаживает дед

За вишнями у нас в Рязани?

Ах, эти вишни!

Ты их не забыла? –

Обращается поэт к своей сестре / «Письмо к сестре». 1925 г. Там же с. 104/.

В поэме «Анна Снегина» мы можем увидеть узнаваемую картину:

Беседа окончена. Чинно

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Полезные статьи:

Фразеологическая единица. Стилистическое использование фразеологических единиц
Фразеологизм, фразеологическая единица или фразема— устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Часто фразеолог ...

«Бывают странные сближенья»… А. С. Пушкин. Влияние Пушкина на творчество поэтесс
Среди блистательных имён поэтов серебряного века выделяются два женских имени: Марина Цветаева и Анна Ахматова. За всю многовековую историю русской литературы это, пожалуй, лишь два случая, когда женщина – поэт по силе своего дарования ни ...

"Шекспировский вопрос"
Источником огорчений и сомнений для биографов Шекспира послужило его завещание. В нем говорится о домах и имуществе, о кольцах на память для друзей, но ни слова — о книгах, о рукописях. Как будто умер не великий писатель, а заурядный обыв ...