Эволюция французской гуманистической мысли в творчестве Ф. РаблеСтраница 4
Исходя из теории гармонического развития разума и тела, Пантагрюэль должен был научиться ездить верхом и владеть оружием.
Все знания, полученные Пантагрюлем, должны были проверяться на практике – так, в медицине надо было постоянно практиковать вскрытия, в риторике – публичные диспуты со всеми и по всем вопросам, или просто беседы с учеными людьми, которых «в Париже больше, чем где бы то ни было» [там же].
В завершении данной темы хотелось бы отметить, что Рабле, говоря об обучении подрастающего поколения, учитывал теорию, высказанную еще Фомой Аквинским – о проверке знаний верой.
Пантагрюэль, занимаясь науками, несколько часов должен был отводить Священному Писанию, помнить, «что мудрость в порочную душу не входит, знание, если не иметь совести, может погубить душу, потому надо почитать, любить и бояться Бога. Беги от соблазнов мира сего», соблюдать основные христианские добродетели.
Т.о., мы видим, что Рабле не стоял на позициях атеизма, хотя и выступал против схоластики и диктата церкви в светской жизни, был сторонником идеи гармоничного развития личности и активно пропагандировал культ знаний.
Вторая проблема, рассматриваемая Ф.Рабле – это неудовлетворяющая его политика феодализма. Рассмотрена она в сюжете войны Грангузье (отца Гаргантюа и Пикрохола (его соседа). Война в романе – это возможность показать не только отрицательные черты существующего строя, но главным образом изобразить тип правителя. Что представляет собой Пикрохол? Это король-феодал, король в старом стиле, далекий от гуманизма и других передовых идей, это варвар, который принимает только идею грубой силы. В этом персонаже многие современники Рабле видели Карла V, кто-то Фердинанда Арагонского или Людовика Сфорциа [22, с.9; 4, с.547].
Ему противопоставлен Грангузье добрый король, который заботится о славе и о благе своих подданных. Оба портрета - сатира, из чего ясно, что Рабле, не отвергающий принципа монархии, не видит достойного короля и достойной системы правления ни в одном из реально существующих государств. В результате войны двух систем феодализм (Пикрохол) оказывается побежденным и теряет все владения и власть. Но Гаргантюа обращается к побежденным устами самого Рабле. Он рассуждает о том, каким должен быть идеальный государь по отношению к своим подданным .«Некоторые правители считают, что чем больше обескровливать народ, забирая у него последнее, тем покорнее он будет и трудолюбивее. Нет, милые, за народом должно ходить как за младенцем – выкармливать молоком, закутывать потеплее, не досыпать ночами. И тогда народ будет готов семь раз умереть за своего государя, и компенсирует его заботы сторицей» [5, с.133]. После чего Гаргантюа отпустил всех пленников и каждому дал сумму денег на трехмесячное безбедное существование с семьей. Как видно, Рабле выступает сторонником просвещенной монархии. Именно с объединением страны под властью короля он связывал ближайшее историческое будущее. При этом он крайне неприязненно относился как к претензиям папства, так и империи на высшую наднациональную власть [3, 356-357].
Ф.Рабле показывает в романе свои идеалы устройства общества.
Так, после войны Грангузье хочет наградить за подвиги друга Гаргантюа, брата Жана, и способствует в реализации его мечты – строительства удивительного монастыря, не похожего на другие: «… вам надлежит ввести воспрещающее женщинам избегать мужского общества, а мужчинам – общества женского, … как мужчины, так и женщины, поступившие к вам, вольны будут уйти от вас, когда захотят,… каждый вправе сочетаться законным браком, быть богатым и пользоваться свободой» [22, с.146]. Само аббатство - огромный красивый замок на берегу реки Луары, в нем есть огромное книгохранилище, просторные галереи, двор с площадками для игр. Понятно, что Телемское аббатство вовсе не монастырь (телема по-гречески - желание) Оно - вызов монастырским порядкам и самому духу монашества. Это подтверждают следующие строки: «В монастырях все размерено и делается по часам, поэтому мы постановим, что в Телеме все будет делаться по мере надобности и когда угодно. В наше время в монастырь идут из женщин только кривоглазые, хромые, уродливые…мужчины – сопливые, худородные, следовательно, мы туда будут принимать только тех мужчин и женщин, которые отличаются красотой, статностью». Особо хотелось бы отметить следующие строки: «монахи дают три обета – целомудрия, бедности и послушания, во почему нам подлежит провозгласить, что каждый вправе сочетаться законным браком, быть богатым и пользоваться полной свободой».
Полезные статьи:
Шарль Бодлер
09.04.1821 Париж, Франция - 31.08.1867
Французский поэт. Поэтическая деятельность Б. совпала с расцветом во французской лит-ре романтических и парнасских течений. После бури французской революции и эпопеи наполеоновских войн во Франции у ...
Модификации готических элементов.
Рассматривая готику как раннюю разновидность массовой литературы, мы должны ответить на вопрос, какой потребностью общественного сознания вызвано ее существование. В увлечении готикой, безусловно, проявились чувства растерянности, сомнен ...
Анализ повестей Н.В. Гоголя «Невский проспект», «Нос», «Шинель» и
рассказов Ф.Амирхана «Любовь Габдельбасыра», «Почтенный Самигулла». Анализ повестей Гоголя «Невский проспект»,
«Нос» и «Шинель» из
Произведения Н.В.Гоголя занимают особое место в русской литературе. Наше исследование посвящено роли детали в художественном произведении, а в частности в произведениях Н.В.Гоголя. Гоголь в своих работах активно использовал данный художес ...