Разделы


Материалы » Литература Кубани конца XIX – начала XX века

Литература Кубани конца XIX – начала XX века
Страница 3

С Кубанью было связано творчество известного русского писателя, автора книг "Нравы Растеряевой улицы", "Власть земли" и многих других, Г.И. Успенского (1842-1902 гг.), впервые побывавшего здесь проездом в 1882 г., направляясь в Баку и Тифлис. Затем в 1885 г. - тоже проездом во Владикавказ. В 1886 г. он совершил специальную поездку в Кубанскую область и Черноморский округ, двигаясь из Ростова-на-Дону в Тихорецкую, Екатеринодар, Новороссийск, Темрюк. Причем из Екатеринодара писатель проехал к морю три раза: во-первых - кубанским степным почтовым трактом, во-вторых - другою дорогой, идущею в предгориях, третий - на пароходе по Кубани до Темрюка, а по черноморскому берегу доезжая до Лазаревского поста, ниже Туапсе, где, по выражению писателя, "прошлялся в скверных пароходишках между Темрюком и Керчью". В своих очерках "Люди всякого звания" Г.Успенский писал, что, несмотря на то что поездка его "была поспешна и непродолжительна, разнообразие впечатлений, мест и всякого звания людей было настолько обильно", что он "не мог и пожелать ничего большего". "Нигде, думается мне, - подчеркивал писатель, - не скопилось так много, как на Кавказе, явлений русской жизни данной Минуты, рисующих наши русские порядки, отношения и настроения, и нигде нет такого разнообразия местных географических условий, способствующих, чтобы разные порядки, вовсе одни на другие непохожие, уживались почти рядом друг с другом. То, что в России надобно изучать по отдельным областям Великороссии, Малороссии, Волыни или казанской татарщины, - все это можно видеть здесь как бы в образчиках, сгруппированных на незначительных пространствах места, точно в музее". В Екатеринодаре он обратил внимание на "настоящий женский рынок" для найма рабочих на табачные плантации. "По воскресным дням на местном базаре, - писал Успенский, - с раннего утра стоит уже тысячная толпа этих рабынь, предлагающих на продажу свои руки и вынужденных даром отдавать все, чего пожелают многочисленные администраторы табачного производства". Результатом его поездки на Кубань явились острые публицистические очерки "Кой про что", "Письма с дороги", "Мирошник", "Разговоры в дороге", в которых перед читателем проходят и хлеборобы, склонившиеся над плугом, и бородатые рыбаки, тянущие свои незатейливые снасти под Темрюком, и табачные плантаторы, эксплуатирующие труд станичной бедноты, и иногородние, поставленные в неравноправное положение с казаками.

Резкие социальные контрасты отразил в своих произведениях А.М. Горький (1868-1936 гг.), побывавший на Кубани не один раз (в 1891, 1892, 1900,1903 гг.). В рассказах "Мой спутник", "Два босяка", "Чужие люди", "Дед Архип и Ленька", "Женщина" и др. отражены непосредственные наблюдения автора над жизнью в кубанских станицах, в одной из которых (станица Ханская) он сам нанялся на работу к богатому казаку молотить хлеб и где стал свидетелем гибели товарища по работе, ставшего жертвой машинной уборки зерна.

В 1900 г. вместе с А.М. Горьким, а также художником В. Васнецовым и врачом А. Алексиным в Новороссийске побывал выдающийся русский писатель А.П. Чехов (1860-1904 гг.). Первую же свою поездку в наш край Чехов совершает в июле 1888 г., путешествуя вдоль Черного моря, начиная от Новороссийска. Впечатления от увиденного позднее нашли отражение в повести "Дуэль". В последующем А.П. Чехов неоднократно бывал на Кубани (1896, 1899, 1900, 1901 гг.), встречаясь с "городом будущего" - Новороссийском.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Полезные статьи:

Введение.
Девятнадцатый век внес поистине неоценимый вклад в сокровищницу всей мировой культуры. Литературный процесс носил масштабный характер, охватывая всю Европу. Это был век крутых поворотов и политических катаклизмов. Начало его отмечено печ ...

Введение.
Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о нашем серебряном веке, мы представляем себе, каждый по-своему, какое-то цельное, яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особ ...

Определение сказа. Стилевое своеобразие
По определению словаря С.И. Ожегова Шведовой сказ – это 1) народное эпическое повествование (Сказ о народных героях.) 2) в литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. (Сказы Лескова, Бажова) Ли ...