Разделы


Материалы » Романтизм в творчестве М. Горького » Трансформация романтической традиции в творчестве различных мастеров

Трансформация романтической традиции в творчестве различных мастеров
Страница 1

Изучение художественного произведения может быть всесторонним только при раскрытии всех связей между ним и типологической группой произведений, то есть в системе того или иного художественного направления.

Романтические настроения и переживания издавна влекли к себе поэтов, прозаиков, художников, композиторов, находили воплощение в разных видах искусства и в разные периоды времени. Особенно значительную, даже решающую роль сыграли они в судьбе одного из крупнейших художественных направлений, которое и получило название романтизма.

Характерной чертой романтизма является крайняя неудовлетворенность действительностью, противопоставление ей прекрасной мечты. Внутренний мир человека, его чувства, творческую фантазию романтики провозгласили подлинными ценностями, в противоположность ценностям материальным.Отличительной особенностью романтического творчества является ярко выраженное отношение автора ко всему, что изображается в произведении.Романтиков властно влекли к себе фантастика, народные предания, фольклор. Их манили дальние страны и минувшие исторические эпохи, прекрасный и величественный мир природы. Излюбленные жанры романтической литературы – фантастические повести и драмы, волшебные сказки, где действуют чудесные силы, добрые и злые волшебники.

Романтические герои всегда в конфликте с обществом. Они – изгнанники, странники. Одинокие, разочарованные, герои бросают вызов несправедливому обществу и превращаются в бунтарей, мятежников.Романтики видоизменили и обновили старые жанры, создали новые – такие, как исторический роман, лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть-сказка. Они открыли бесценные сокровища народного искусства, сблизили литературу с фольклором.

Первые романтические произведения появились в России в самом начале XIX в. В 1820-е годы романтизм стал главным событием литературной жизни, литературной борьбы, центром оживленной и шумной журнально-критической полемики. Русский романтизм возник в иных условиях, чем западноевропейский. В России он сформировался в эпоху, когда стране ещё только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. В нем сказалось разочарование передовых русских людей в существующих крепостнических порядках, неясность их представления о путях исторического развития страны. С другой же стороны, в русском романтизме выразилось начавшееся пробуждение общенациональных сил, стремительный рост общественного и личного самосознания.

Вполне естественно, что русский романтизм отличался от западноевропейского.

Во-первых, романтические настроения и художественные формы представлены как бы в смягченном варианте. Во-вторых, для русского романтизма характерна связь с другими литературными направлениями.

С романтизмом связаны в русской литературе имена величайших ее представителей – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя, выдающихся лириков Е.А. Баратынского, В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева.

В развитии русского романтизма обычно выделяют три главных периода.

1801–1815 гг. – период зарождения романтического направления в России. В это время романтизм тесно связан с классицизмом и – главное – с сентиментализмом, внутри которого он, по сути дела, и развивается. Родоначальниками русского романтизма принято считать К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского.

Так как на первом этапе своего развития романтизм был очень близок к сентиментализму, рассмотрим черты сентиментализма и романтизма в балладе В.А. Жуковского «Светлана». Баллада Жуковского «Светлана» связана с русскими обычаями и поверьями, песенно-сказочной традицией. Предмет баллады – гадания девушки в крещенский вечер. Образ Светланы – первый в русской поэзии художественно убедительный, психологически правдивый образ русской девушки. Она то молчалива и грустна, тоскуя по безвестно исчезнувшему жениху, то пуглива и робка во время гадания, то рассеянна и встревожена, не зная, что её ждёт – это типично для сентиментализма. Романтизм баллады – в условном пейзаже, необычном происшествии, в указании на то, что главное и вечное – в каком-то ином мире, а земная жизнь кратковременна. С образом Светланы автор связывает мысль о торжестве любви над смертью. В.А. Жуковский приобрёл славу оригинального писателя именно как создатель баллад.

Баллада «Светлана» настолько поражала своей необычностью и оригинальностью, что и спустя десятилетия в искусстве появлялись своеобразные отзывы на неё.

1816–1825 гг. – время интенсивного развития романтизма. Теперь романтизм выступает как самостоятельное направление и становится центральным событием литературной жизни. Важнейшим явлением этого периода стала деятельность писателей – декабристов и творчество ряда замечательных лириков: Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского. Но центральной фигурой русского романтизма был, конечно, А.С. Пушкин.

Рассматривая стихотворение Пушкина «К морю» (на фоне звуков природы – шума моря). Стихотворение А.С. Пушкина – это своеобразное послание, в котором поэт делится с морем, как с другом, самыми сокровенными мыслями и чувствами. В этом произведении можно увидеть все особенности пушкинского романтизма.

Страницы: 1 2 3 4


Полезные статьи:

Введение.
Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о нашем серебряном веке, мы представляем себе, каждый по-своему, какое-то цельное, яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особ ...

Фольклорные "вкрапления" в литературном тексте.
Специальный интерес представляет "вкрапление" в литературный текст фольклорной речи. Здесь “не-свое” не может быть воспринято и как “чужое” в полном смысле этого слова; такого рода ситуацию можно скорее охарактеризовать как “общ ...

Рожденные романтиками. М.И. Лермонтов и М. А. Врубель
Бывают в жизни странные совпадения событий, но проходят десятилетия, века, и то, что казалось странным, чудесным, становится доступным пониманию явлением необходимой преемственности в истории культуры. В 1856 году в одном провинциальном ...