Творчество Г. Р. Державина с религиозной точки зренияСтраница 3
О, Ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени превечный, Без лиц, в трех лицах Божества!Дух всюду Сущий и Единый, Кому нет места и причины, Кого никто постичь не мог, Кто все Cобою наполняет, Объемлет, зиждет, сохраняет, Кого мы называем - Бог!Измерить океан глубокий, Cочесть пески, лучи планет Xотя и мог бы ум высокий, - Тебе числа и меры нет!Не могут духи просвещенны, От света Твоего рожденны, Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает, - В Твоем величьи исчезает, Как в вечности прошедший миг.Хаоса бытность довременну Из бездн Ты вечности воззвал, А вечность, прежде век рожденну, В Cебе Cамом Ты основал: Cебя Cобою составляя,
Cобою из Cебя сияя, Ты свет, откуда свет истек.Cоздавый все единым Словом, В твореньи простираясь новом, Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек! Ты цепь существ в Cебе вмещаешь, Ее содержишь и живишь; Конец с началом сопрягаешь И смертию живот даришь.Как искры сыплются, стремятся, Так солнцы от Тебя родятся; Как в мразный, ясный день зимой Пылинки инея сверкают, Вертятся, зыблются, сияют, - Так звезды в безднах под Тобой. Светил возженных миллионы В неизмеримости текут, Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.Но огненны сии лампады, Иль рдяных кристалей громады, Иль волн златых кипяший сонм, Или горящие эфиры, Иль вкупе все светящи миры - Перед Тобой - как нощь пред днем. Как капля в море опущенна, Вся твердь перед Тобой сия.Но что мной зримая вселенна?И что перед Тобою я?В воздушном океане оном, Миры умножа миллионом Стократ других миров, - и то, Когда дерзну сравнить с Тобою, Лишь будет точкою одною: А я перед Тобой - ничто! Ничто! - Но Ты во мне сияешь Величеством Твоих доброт; Во мне Себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод.Ничто! - Но жизнь я ощущаю, Несытым некаким летаю Всегда пареньем в высоты; Тебя душа моя быть чает, Вникает, мыслит, рассуждает: Я есмь - конечно есть и Ты! Ты есть! - Природы чин вещает, Гласит мое мне сердце то, Меня мой разум уверяет, Ты есть - и я уж не ничто!Частица целой я вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенной Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных, Где начал Ты духов небесных И цепь существ связал всех мной. Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб - я червь - я бог!Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? - безвестен; А сам собой я быть не мог. Твое созданье я, Создатель!Твоей премудрости я тварь, Источник жизни, благ Податель, Душа души моей и Царь!Твоей то правде нужно было, Чтоб смертну бездну преходило Мое бессмертно бытие; Чтоб дух мой в смертность облачился И чтоб чрез смерть я возвратился, Отец! - в бессмертие Твое. Неизъяснимый, непостижный!Я знаю, что души моей Воображении бессильны И тени начертать Твоей; Но если славословить должно, То слабым смертным невозможно Тебя ничем иным почтить, Как им к Тебе лишь возвышаться, В безмерной радости теряться И благодарны слезы лить.
Осмыслив изложенные моменты из творческого поэтического наследия Гаврилы Романовича Державина, можно утверждать, что и назначение поэта он видел прежде всего в посредничестве между Создателем и людьми. Первым словом маленького ребенка Гаврилы Державина было слово «Бог» и последним словом было тоже «Бог». В уединенном имении умирал уже не бывший министр юстиции, не тайный советник, не статс-секретарь, а просто раб Божий Гавриил. Холодящей рукой он стал писать свое последнее стихотворение, подражая великому библейскому автору Экклесиасту – о бренности просисходящего. А когда этой бренности хотел противопоставить небесный свет, то уже не смог – перо выпало из рук…
Но Державинские представления о поэзии и поэте вобрал в свое творчество великий Пушкин – Державин благословил его как прекрасное будущее России, которое еще с большей лукавинкой улыбалось царям, отстаивая правду на земле, еще более откровенно говорило с Богом и людьми о смысле бытия.
[1] Я. Грот
Полезные статьи:
Жанровая специфика романа Диккенса «Крошка Доррит».
42. Проблема типического у Бальзака.
Бальзак (1799-1850)
Бальзаковский способ видения мира - полное преображение мира действительности. Из воображаемого рождается абсолютно реаьлный тип человека.
Тип - это не портрет реального лица. Ти ...
Эстетизм как творческий метод
Английские неоромантики разделились на два лагеря - на моралистов и эстетов. Конечно, это несколько упрощенное деление, но мы хотим выявить наиболее существенные тенденции, присущие философии неоромантиков (или 'последних романтиков', или ...
Образ Клеопатры в произведениях Шекспира и Шоу
Имена Антония и Клеопатра овеяны легендарной славой. Еще до того, как читатель познакомился с трагедией Шекспира, он, как правило, знает, хотя бы понаслышке, об их любви и трагической судьбе. Роман римского полководца и египетской царицы ...