Рекомендательные библиографические
пособия для молодежиСтраница 3
О включенных в информационно-библиографический справочник литературе и статьях с интернет-сайтов можно узнать из расположенного в конце издания списка использованной литературы и электронных ресурсов удаленного доступа. (38)
Говоря об изменении современных рекомендательных пособий для молодежи, Забелышинская С. И. отмечает, что они все более сочетают в себе информацию с рекомендацией в скрытой форме. Например, на страницах журнала «Читать? Не читать?», который издается Свердловской областной библиотекой для детей и юношества (СОБДиЮ), читатели обмениваются мнениями о прочитанном. Читательские отзывы на представленные книги поместили и авторы пособия «Мураками и все, все, все .». Рекомендательность присутствует и в пользующихся большим спросом у молодежи дайджестах по актуальным темам – казалось бы, чисто информационном виде библиографических пособий (27, с. 43)
По-прежнему актуален для библиографов вопрос о соотношении фактографической и библиографической информации.
Широкие перспективы создания рекомендательных пособий нового поколения открывают компьютерные технологии (библиографические пособия на компакт-дисках с использованием элементов мультипликации, звуковых эффектов, видеороликов). В регионах России делаются первые шаги в этом направлении. В Иркутской ОЮБ приступают к этой работе, а в Иркутской областной детской библиотеке уже есть электронная коллекция «Писатели Приангарья». Интересный компакт-диск о деятельности молодежного клуба «Что? Где? Когда?», составной частью которого является рекомендательная библиография, подготовили в Приволжской районной библиотеке Самарской области.
Современно и творчески подходят к созданию рекомендательной библиографии для детей и молодежи сотрудники СОБДиЮ. Их издания разнообразны по форме, содержанию, рассчитаны на различные не только по возрасту, но и по читательской подготовке группы.
Оригинальным способом специалисты этой библиотеки представляют популярные среди молодежи электронные издания. Например, справочник «CD и смотри: путеводитель по CD» привлекает многим: оригинальным названием, построенным на игре слов, необычным дизайном (обложка напоминает футляр для хранения дисков), разнообразием источников (среди компакт-дисков, на которые обращают внимание библиографы, – художественная литература, научно-популярные издания, энциклопедии, книги по искусству, обучающие программы по основным школьным дисциплинам). Стиль и объем аннотаций позволяет получить адекватное представление об изданиях. (27, с. 45)
Отдел по проблемам чтения Российской государственной юношеской библиотеки начал выпуск ежеквартальных сборников «Литературный подиум». Четыре ежегодных выпуска издания представляют зимнюю, весеннюю, летнюю, осеннюю модную литературную коллекцию. При ее создании учитывается фактор сиюминутной популярности и в то же время стремимся формировать у молодых читателей вкус к «высокой литературной моде».
Во всех приведенных примерах отчетливо просматривается приверженность авторов пособий современному стилю подачи материалов, структуре изданий, их оформлению и языку учитываться стремление молодых людей к самостоятельности, неприятие ими никакого давления. Поэтому, библиотекари, должны владеть двумя языками в сфере рекомендательной библиографии: один, профессиональный, нужен для внутреннего пользования, а другой, «разговорный», для прямого информационно-рекомендательного диалога с молодыми читателями.(28) Например в Центральной детской библиотеке Им. Пешкова, по словам О. В. Каленовой, Наибольшей популярностью среди читателей среднего и старшего возраста пользуются библиографические очерки как наиболее доступная форма получения информации. Их составление является приоритетным в деятельности библиотеки при формировании библиотечно-биб-лиографических знаний. Так, к 115-летию со дня рождения О. Э. Мандельштама был создан библиографический очерк « .Посох мой, моя свобода .» для учащихся 10–11-х классов; для учащихся 5–9-х классов – очерки «Великий князь земли Русской» о Д. И. Донском, «Отец Отечества» о Петре Первом. Такого рода очерки позволяют получить сжатую информацию о деятелях науки, истории, культуры и предлагают широкий список литературы для дальнейшего, более глубокого познания предмета. (29, с. 18)
На сегодняшний день рынок рекомендательной библиографической продукции складывается во многом стихийно и крупные, и региональные библиотеки часто дублируют друг друга в создании пособий (особенно это касается памятных дат, некоторых литературных бестселлеров). В то же время целый ряд актуальных тем необеспечен рекомендательными пособиями. Причины тут в недостатке, несвоевременности, а часто и недостоверности информации.
Библиотекам нужна целостная система информационно-рекомендательной библиографии, в которой должны быть заинтересованы библиотекари, издатели и читатели.
Специалисты РГЮБ, Рязанской, Иркутской и других библиотек среди тем, интересующих молодежь, называют, в частности, такие, как «Современный взгляд на историю российского общества», «Бизнес в русской и зарубежной литературе», «Природные катастрофы и техногенные аварии», «Нанотехнологии», «Терроризм» и «Тема терроризма в художественной литературе». Читателей интересуют и обзоры художественной литературы, раскрывающие различные аспекты жизни современного общества.
Полезные статьи:
Идейные искания Толстого в конце 50-х
—60-х годах.
Общественный подъем, наступивший в России после Крымской войны и смерти Николая I, участие самого Толстого в исторических событиях, наблюдения над жизнью солдат, над жизнью народа — все это вызывало у молодого писателя раздумья о судьбах ...
Символизм в мировой литературе
Символизм как литературное направление сложился во Франции уже в 70–80‑е годы XIX века. Новое течение явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX – начале ХХ в. Для этого кризиса было характер ...
Распад СССР – идеологическое разъединение писательской организации. Распад писательской организации, Региональная общественная организация
писателей Калининградской области
Культура неразрывно связана с политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Распад Советского Союза повлек за собой разрыв отлаженных годами связей (в том числе и культурных), экономический и политический ...