Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: свобода или своеволие»Страница 1
Роман «Преступление и наказание» рассказывает о судьбе студента Родиона Раскольников. Он – талантливый и умный человек загнан обстоятельствами на самое дно общества. Он ютится в маленькой каморке на последнем этаже дома. Раскольникову приходится покинуть университет, так как у него нет средств для продолженья учебы. В обстановке мрака и безысходности у него рождается идея о деление общества на два разряда. По его теории вся власть в мире принадлежит избранным людям, которые смеют заявить о своем праве на нее. Они абсолютно свободны в выборе средств для достижения цели. Достигнув власти, они становятся абсолютно свободными потому, что только власть дарует человеку свободу. Остальных же людей он причисляет к разряду «тварей», неспособных к свободной, независимой жизни. Они всю жизнь привыкли подчиняться кому-то, у них не достаточно сил, чтобы ни от кого не зависеть. Раскольникова мучает мысль, к какому разряду относится он сам. В нем закрадывается страшная мысль проверить это посредством преступления. У него рождается идея убить старуху – процентщицу. Для него это первый шаг на пути достижения власти. Раскольников всей душой жаждет свободы, которая для него ассоциируется с властью. Усиливает его желание доказать себе, что он принадлежит к тому не большему кругу избранных письмо матери. В нем она рассказывает о притеснениях, которые приходится терпеть ей и сестре Раскольникова. Родион чувствует, что он и его семья находится в рабской зависимости от богатых сильных людей. Теперь его желание становится еще крепче. В его голове часто появляется мысль о Наполеоне, погубившем сотни тысяч людей на поле брани. На его пути стояли непреодолимые преграды, но он сломил их. Раскольников задает себе вопрос, а смог ли бы Наполеон убить старуху, если бы на его пути стояли бы не тысячи, а лишь она одна. Он решает, что «безусловно смог». Деньги, которые Раскольников смог бы получить, убив старуху, дали бы ему возможность достичь свободы. Он смог встать во главе тех, кто сам не может постоять за себя. Он смог бы осчастливить множество людей. Однако их счастье Раскольников понимает, как сытую спокойную жизнь за спиной у своего предводителя. https://euphoria-spb.com ответы что такое боди массаж.
Достоевский дает своему герою возможность осуществить свой замысел. Автор наделяет Раскольникова качествами сильной незаурядной личности. Именно такие люди могут реально реализовать свободу выбора. И вот Раскольников, ломая свою натуру, восстающую против убийства, убивает, чтобы доказать себе свою исключительность, свое право на свободу действий, на своеволие. Раскольников сознательно вступает в борьбу с необходимостью подчиняться социальным нормам, но он не подозревает, что вступил в борьбу с несоизмеримо более мощной силой – человеческой натурой. Не только сознанием, которое породило дикую теорию, но уже все существом он ощущает, что «не старуху убил, а себя убил»[3] как человека. Его мучает совесть, она не дает ему возможности воспользоваться украденными деньгами. Он начинает чувствовать оторванность от окружающих людей. Теперь он не такой, как все, на нем лежит ответственность за смерть людей. Но вопрос в том, возвысился ли он над окружающими, получил ли долгожданную свободу? Чем больше герой думает над этим вопросом, чем сильнее убеждается, что нет. Он не разочаровывается в своей теории, но в нем появляются сомнения, достоин ли он стать «власть имущим». Раскольников проводит параллель между деяниями Наполеона и совершенным им самим убийством. Он приходит к выводу, что он во сто крат ничтожнее Наполеона. К тому же он не может переступить через совесть и воспользоваться плодами своего преступления. Он все чаще начинает причислять себя ко второму сорту людей. Раскольников долгое время не может решиться покаяться в своем преступлении, так как это означает окончательно признаться перед собою и перед людьми в своей слабости. Раскольников слишком горд для этого. Таким образом, Раскольников становится рабом своей теории. Его раздирают внутренние противоречия. С одной стороны, он ощущает, что потерял человеческий облик, совершив преступления, а с дугой стороны, он не может быть настоящим свободным человеком, не преодолев отвращения к крови. Эти внутренние противоречия заставляют его страдать.
Его мучения еще больше усиливаются со знакомством с Лужиным и Свидригайловым. Их он ненавидит больше всего на свете. Это такие, как они, заставляли его чувствовать себя всю жизнь рабом и ничтожеством. Однако они во многом похожи на Раскольниковым. Они как будто живут по теории, выдвинутой Раскольниковым. Лужин живет только ради денег. Всю свою жизнь он посвятил карьере и зарабатыванию денег. Он думает, что они дадут ему счастье, свободу, власть над другими. Он собирается жениться на Дуне, сестре Раскольникова, думая, что, обеспечив ей сытую жизнь, он полностью подчинит ее. Лужин считает, что своими деньгами купит себе свободу, что для него не будет границ, но он сам не замечает, что стал рабом. Он полностью зависит от денег, без них он ничто. У него нет свободы выбора в своих поступках, все они направлены лишь на достижение богатства.
Полезные статьи:
Переводы произведений И. В. Гете на русский язык, как процесс его
литературного освоения
Начало знакомства с И.В. Гете в русской литературе относится к 80-90 гг. ХVIII в., когда великий немецкий поэт имел за собою уже значительную часть своего творческого пути. Но, интенсивный интерес к И.В. Гете и всестороннее изучение его т ...
Второй период творчества В.Хлебникова. (1915-1917)
Четырнадцатые – семнадцатые годы – переходный период в творчестве Хлебникова. Поэт, озаренный опытом современной истории России, потрясенный безумием империалистической бойни, подводит итоги всем своим раздумьям. Война отрезвила его от во ...
Условия типа «тургеневской женщины» в романах «Отцы и дети» и «Дым»
Тургеневских героинь – Наталью Ласунскую, Лизу Калитину, Елену Стахову, – по сложившейся в литературоведении традиции, принято относить к типу «тургеневской женщины», который развивает пушкинскую традицию «идеального» женского типа[12]. П ...