Разделы


Материалы » Свобода и насилие над личностью в творчестве Ф.М. Достоевского » Свобода и насилие над личностью в понимание Ф.М. Достоевского.

Свобода и насилие над личностью в понимание Ф.М. Достоевского.

Тема свободы личности является одной из основных в творчестве Достоевского. Его герои борются за свою свободу, ищут различные пути ее достижения. Их путь усеян болью и страданиями, им суждено совершить множество ошибок. Может показаться с первого взгляда, что Достоевский жесток к своим героям, но на самом деле это не так. Он просто не хочет лишать их свободы.

«Человек природою рожден свободным»[1] – говорил еще Ж.-Ж. Руссо. Но если это так, то почему одни люди повелевают другими? Ведь природа сотворила всех равными?

Достоевского очень волновал этот вопрос. Тема свободы проходит через все его произведения. Писатель признавал, что каждый человек рожден свободным, и вправе распоряжаться собственной жизнью. Но может ли он посягать на права другого человека? Безусловно, нет. Человек, ставящий себя выше других, совершает своеволие, и тем самым нарушает нравственные законы общества.

Многие герои Достоевского приходят к выводу, что свобода нужна лишь сильным, а участь слабых – подчинятся. Большинство людей не сможет вынести свободы. Гораздо проще жить, когда за тебя все решают, когда тебе не из чего выбирать. Человека можно осчастливить, лишив его свободы выбора. Надо лишь дать ему возможность тихо и спокойно существовать в достатке. Сам автор не согласен с этим утверждением. Его опровержение можно услышать в словах героя «Записок из подполья»: «… дайте человеку такое экономическое довольство, чтоб ему совсем уж ничего не оставалось делать кроме как кушать пряники… человек самую полнейшую глупость сделает, чтоб самому себе подтвердить то, что люди все еще люди, а не фортепьянные клавиши».[2] Эти слова писатель вложил в уста человека, униженного и забытого людьми. Достоевский искренне верил в то, что свободы достоин каждый человек. Он осуждал тех, кто посягал на свободу других. Достоевский говорил, что нельзя сделать человека счастливым против его воли. Революция, ставящая своей целью осчастливить тысячи людей, лишает не только свободы, но и жизни миллионы. Разве можно построить счастливое общество на крови? Решению этого вопроса Достоевский посвятил множество произведений, в том числе «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы».

Герои Достоевского, считавшие себя вправе распоряжаться чужими жизнями, отвергали веру в Бога. Их рассуждения сводятся к тому, что в мире наступит безграничная свобода стоит только отвергнуть веру в Бога. Божьи заповеди создают для человека определенные нравственные границы, которые мешают человеческой свободе. Человек не может делать того, что он хочет, ему мешает боязнь Божьего наказания. Он рабски терпит все унижения, надеясь, что на небесах ему за это воз сдастся. А, отвергнув Бога, человек становится всесильным. Но ведь большинство героев не хотели поделиться свободой с другими, они жаждали ее только для себя. Свержения Бога им было нужно для того, чтобы самим утвердится в его роли, тем самым, дав себе право на безграничную власть над другими. Сам Достоевский был коренным образом не согласен со своими героями. Опровержению этих теорий посвящены его произведения. Он хотел показать читателем, что людей, таких разных и непохожих друг на друга, объединяет одно – право свободно распоряжаться своей жизнью. Героев, покушавшихся на свободу других, почти всегда ждет крах. Их мечтам о всесилии не суждено будет сбыться. Ибо для Достоевского существует лишь один Бог. И он вовсе не порабощает наши души, а лишь наполняет их светом. Писатель хотел показать что, вера в Бога поможет человеку сделать свободный выбор между добром и злом в пользу добра, она освободит его душу всего греховного, что в ней есть. Такой человек будет готов к свободной и счастливой жизни и сможет помочь другим найти свой путь, но, не принуждая их к этому, а лишь помогая им разобраться в себе.


Полезные статьи:

Талант, не узнанный школой
В Нежинской гимназии Гоголь держался особняком и не отличался особенным прилежанием. Учитель латинского языка Иван Григорьевич Кулжинский, единственный педагог, оставивший о Гоголе свои воспоминания, сообщает: "Он учился у меня три г ...

Символизм в мировой литературе
Символизм как литературное направление сложился во Франции уже в 70–80‑е годы XIX века. Новое течение явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX – начале ХХ в. Для этого кризиса было характер ...

Правда и мистификация в комедии «Разбитый кувшин»
В комедии «Разбитый кувшин» перед читателями представлена Германия конца ΧVΙΙΙ века, хотя Клейст и перенёс действие пьесы в Голландию. Здесь голландский колорит играет второстепенную, чисто декоративную роль. События ...