Генрих БелльСтраница 1
В 1947 г. появился первый роман Бёлля — «Поезд пришел вовремя». В нем еще нет гражданских мотивов, гнев писателя еще расплывчат, в нем ощущается боль за человека вообще.
О преступниках фашизма и обманутых ими, искалеченных войной и гитлеровской диктатурой людях Бёлль пишет в сатирическом романе «Где ты был, Адам?» (1951). Заглавие романа — перифраз английского крылатого выражения времен восстания Уота Тайлера (XIV в.): «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда джентльмен?» Бёлль вопрошает своим заглавием, где был настоящий человек-труженик, «Адам», в годы фашистского разгула. Наемника-солдата, бездумно повинующегося начальству, фашисты прославляли как народного героя, насилие — как немецкую народную традицию. Бёлль в своих гротескных зарисовках, используя различные приемы осмеяния фашистского вояки, достигает большой обличительной силы.
В рассказе «История одного солдатского мешка», повествуя о приключениях солдатского мешка от кайзеровских казарм и фландрских полей 1914 г. до фашистского похода, писатель прослеживает, как развивался в Германии милитаризм, выявляет преступные традиции и связи фашизма с мировой реакцией. Рассказ «Путник, когда ты придешь в Спа?» перекликается с романом Ремарка «На Западном фронте без перемен»; в нем говорится о трагедии морально и физически изувеченного поколения школьников-солдат. Мальчики, недавно расставшиеся с партой, не знают, зачем они убивают и за что они сами гибнут. Они еще живут в мире школьных представлений. Так, летчику-подростку в рассказе «Метлы бы тебе вязать» в предсмертные минуты в скрежете его падающего самолета слышится окрик учителя и привычный стук мела по доске. Писатель перелистывает со своим героем страницы школьной жизни. Здесь все было направлено к одной цели,— чтобы из школьников выросли солдаты-захватчики.
Меньше остроты и обличения в романе «И не сказал ни единого слова» (1952). Герой романа, Фред, из стихийного протеста дезертировал с фронта. Он любит жену и детей, но война и бедность сделали его неврастеником. Он опускается все ниже, ищет одиночества и уходит от семьи. Бёлль заставляет поверить, что Фред вернется. Возвращение Фреда предопределено его начавшимся нравственным пробуждением. Но Бёлль связывает преодоление Фредом духовной прострации с благотворным влиянием католической религии.
В романе «Дом без хозяина» (1954) снова ставится вопрос о вине фашизма перед молодым поколением. Прослеживая жизнь богатой и бедной семей, Бёлль находит в них общее: у богатого сироты Мартина Баха, как и у бедного — Генриха Брилаха, нет настоящего детства. Дети предоставлены себе, они должны искать правду и путь в лабиринте противоречий. Построение романа от имени двенадцатилетних подростков преднамеренно: дети с их неиспорченным сознанием противопоставляются запутавшимся, опустошенным взрослым. Дети с их острой наблюдательностью и живым умом переоценивают и взвешивают все, что им внушают взрослые, которым они перестают верить.
В романе недостаточно отчетливо звучит обличение злодеяний фашизма. Представляется, что отец мальчика Генриха, фашистский солдат Брилах, получивший много наград и возвысившийся на войне, ничем не запятнан; он как будто только и делал, что «фотографировался и улыбался в новых мундирах, пока не сгорел в танке где-то между Запорожьем и Днепропетровском». Дети идеализируют своих погибших отцов, и автор не дает критических поправок к детским иллюзиям. Вместе с тем в романе затронут вопрос об ответственности всего немецкого народа за попустительство фашизму.
В образе отца Мартина художника Раймонда Баха подмечены черты субъективной порядочности: он даже побывал в застенке гестапо. Бёлль показал связь буржуазии с гитлеризмом. Но он снова выдвигает католическую религию как силу, могущую дать забвение.
Более непримирим тон повести «Хлеб ранних лет» (1955). В ней без снисходительности осуждается собственнический эгоизм немецкой буржуазии и поведение немецкой интеллигенции в годы фашизма и в послевоенное время. Положительный герой Бёлля — одинокий отщепенец, опустившийся, но не смирившийся в душе. В этом произведении Бёлль отчетливо осуждает индивидуализм; только «опора» дружбы или любви придает силы «маленькому человеку». В любви к Хедвиге, девушке передовой и энергичной, Вальтер почувствовал человеческую значительность своего «я», у него появляется решимость сопротивляться миру собственников.
Полезные статьи:
Вывод
Лопе де Вега творил до конца своей жизни. За несколько дней до смерти он написал великолепную поэму «Золотой век». Он прославил свой народ, его национальную историю, описывая легким, изящным стихом события и нравы современности или строги ...
Был ли Гоголь отравлен врачами?
Недавно была предложена новая версия причины смерти Гоголя: он якобы был отравлен каломелем. "Особенность каломеля заключается в том, - пишет Константин Смирнов, - что он не причиняет вреда лишь в том случае, если сравнительно быстро ...
Антиутопия Г. Уэллса
Антиутопические мотивы присутствуют даже у великого утописта
Г. Уэллса—при всем его неприятии «хаоса» реального бытия современного ему западного общества. Дело в том, что Уэллс видел два пути преодоления этого «хаоса». Один путь — путь н ...