Введение
Земля тепла. Красна калина.
А в землю лег еще один.
На Новодевичьем мужчина,
«Должно быть, он примет не знал,
-Народец праздный суесловит,
-Смерть тех из нас всех прежде ловит,
Кто понарошку умирал».
Пересними, перепиши,
Переиграй - останься живым!
Но, в слезы мужиков вгоняя,
Он пулю в животе понес,
Припал к земле, как верный пес.
А рядом куст калины рос.
Калина - красная такая .
Смерть самых лучших выбирает
Владимир Высоцкий
В памяти народа В.М. Шукшин, навсегда останется выдающимся писателем, актёром, кинорежиссёром. Но, помимо этого, у Василия Макаровича был ещё один дар — дар любви к родине, к матери, к своим близким.
Наступивший год объявлен на Алтае Годом Шукшина. Известному писателю, актеру и кинорежиссеру исполнилось бы 80 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти.
Русский человек на протяжении своей истории — в отношении с собой и в отношении с другим — предпочитал богатство духовное материальному богатству. Стяжание духовного богатства традиционно в России считалось более высокой целью, нежели приобретение материальных благ.
В царское время источником духовного у людей была Православная церковь. Забота об укреплении духовных начал в советский период шла в форме всемерного поощрения интереса к искусству, литературе и философии. Сегодня о пище духовной думает множество русских людей, отвергающих ценности западной цивилизации. Духовное измерение в русской душе многопланово. Среди ее источников — религия и эстетика, нравственность, космизм и, конечно, литература.
Шукшин и Алтай неразделимы. И дело не только в том, что многие из его героев и сюжетов родом с Алтая. Дело в том, что Алтай, который жил, по признанию самого Шукшина, постоянно в его сердце, который всегда был для него «в высшей степени дорогой мир», сохранил в нем тягу к национальному и родовому, к поиску красоты, истины и справедливости, обусловил взгляд в будущее.
В центре художественного мира Шукшина человек и его жизнь.
Актуальность темы подтверждается тем, что для современной российской и мировой культуры, В.М. Шукшин сегодня интересен как носитель российской духовности, корневой культуры, попавшей в кризисную, переломную эпоху, важен как опора национального самосознания, как мощный источник духовного обновления нашей Родины.
«Родина . Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду, счастлив» (В.М. Шукшин).
Чем дальше в историю уходит Василий Макарович Шукшин (1929-1974), тем более прочно его творчество становится фактом духовной культуры. И это не случайно. Своей гуманистической направленностью, общечеловеческих вопросов бытия, творчество В.М. Шукшина оказалось созвучно нынешним духовным исканиям. Вопросы, поставленные писателем более тридцати лет назад: не утрачиваем ли мы своей духовности? что с нами происходит? - со всей определенностью и остротой задаются и нашим временем.
Особое значение приобретает творчество Шукшина в контексте современных проблем развития самосознания нации, поиска путей возрождения и обновления России. Недаром, оценивая духовную значимость Шукшина для России, С. Залыгин назвал его провидцем, поставив в один ряд с Платоновым.
Сказанное во многом объясняет мой интерес к творчеству В.М. Шукшина. Исследование творчества Шукшина строится от частичного знания, к целостно-комплексному, от изучения отдельных сторон литературно-художественных произведений к картине творчества Шукшина в целом. Потому Шукшин так труден для читателя и исследователя.
Полезные статьи:
Образ Давида Сешара в «Утраченных иллюзиях» Бальзака.
Пафос творчества Бальзака – его прославление творческого труда, творческой активности человека.
Наблюдая буржуазное общество, Бальзак должен был признать, что в этом обществе творчество невозможно: люди, которые хотят созидать, не могут ...
«Все переворотилось...» Толстой в 70-е
годы.
Художественное исследование эпохи 1805—1820 годов побудило Толстого идти далее, в глубь русской истории, к эпохе Петра I.-Озабоченный проблемами современной ему действительности, писатель видел в Петровском времени «начало всего», «узел р ...
Как Гоголь притворился сумасшедшим
В Нежинской гимназии, хотя и редко, но применялись телесные наказания. Нестор Кукольник рассказывает, как однажды, еще в нижних классах, Гоголь чем-то провинился и чтобы избежать наказания, притворился сумасшедшим. "Плохо, брат! - ск ...