Разделы


Материалы » Загадка русской души в творчестве В.М. Шукшина » Введение

Введение

Земля тепла. Красна калина.

А в землю лег еще один.

На Новодевичьем мужчина,

«Должно быть, он примет не знал,

-Народец праздный суесловит,

-Смерть тех из нас всех прежде ловит,

Кто понарошку умирал».

Пересними, перепиши,

Переиграй - останься живым!

Но, в слезы мужиков вгоняя,

Он пулю в животе понес,

Припал к земле, как верный пес.

А рядом куст калины рос.

Калина - красная такая .

Смерть самых лучших выбирает

Владимир Высоцкий

В памяти народа В.М. Шукшин, навсегда останется выдающимся писателем, актёром, кинорежиссёром. Но, помимо этого, у Василия Макаровича был ещё один дар — дар любви к родине, к матери, к своим близким.

Наступивший год объявлен на Алтае Годом Шукшина. Известному писателю, актеру и кинорежиссеру исполнилось бы 80 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти.

Русский человек на протяжении своей истории — в отношении с собой и в отношении с другим — предпочитал богатство духовное материальному богатству. Стяжание духовного богатства традиционно в России считалось более высокой целью, нежели приобретение материальных благ.

В царское время источником духовного у людей была Православная церковь. Забота об укреплении духовных начал в советский период шла в форме всемерного поощрения интереса к искусству, литературе и философии. Сегодня о пище духовной думает множество русских людей, отвергающих ценности западной цивилизации. Духовное измерение в русской душе многопланово. Среди ее источников — религия и эстетика, нравственность, космизм и, конечно, литература.

Шукшин и Алтай неразделимы. И дело не только в том, что многие из его героев и сюжетов родом с Алтая. Дело в том, что Алтай, который жил, по признанию самого Шукшина, постоянно в его сердце, который всегда был для него «в высшей степени дорогой мир», сохранил в нем тягу к национальному и родовому, к поиску красоты, истины и справедливости, обусловил взгляд в будущее.

В центре художественного мира Шукшина человек и его жизнь.

Актуальность темы подтверждается тем, что для современной российской и мировой культуры, В.М. Шукшин сегодня интересен как носитель российской духовности, корневой культуры, попавшей в кризисную, переломную эпоху, важен как опора национального самосознания, как мощный источник духовного обновления нашей Родины.

«Родина . Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду, счастлив» (В.М. Шукшин).

Чем дальше в историю уходит Василий Макарович Шукшин (1929-1974), тем более прочно его творчество становится фактом духовной культуры. И это не случайно. Своей гуманистической направленностью, общечеловеческих вопросов бытия, творчество В.М. Шукшина оказалось созвучно нынешним духовным исканиям. Вопросы, поставленные писателем более тридцати лет назад: не утрачиваем ли мы своей духовности? что с нами происходит? - со всей определенностью и остротой задаются и нашим временем.

Особое значение приобретает творчество Шукшина в контексте современных проблем развития самосознания нации, поиска путей возрождения и обновления России. Недаром, оценивая духовную значимость Шукшина для России, С. Залыгин назвал его провидцем, поставив в один ряд с Платоновым.

Сказанное во многом объясняет мой интерес к творчеству В.М. Шукшина. Исследование творчества Шукшина строится от частичного знания, к целостно-комплексному, от изучения отдельных сторон литературно-художественных произведений к картине творчества Шукшина в целом. Потому Шукшин так труден для читателя и исследователя.


Полезные статьи:

Образ Давида Сешара в «Утраченных иллюзиях» Бальзака.
Пафос творчества Бальзака – его прославление творческого труда, творческой активности человека. Наблюдая буржуазное общество, Бальзак должен был признать, что в этом обществе творчество невозможно: люди, которые хотят созидать, не могут ...

«Все переворотилось...» Толстой в 70-е годы.
Художественное исследование эпохи 1805—1820 годов побудило Толстого идти далее, в глубь русской истории, к эпохе Петра I.-Озабоченный проблемами современной ему действительности, писатель видел в Петровском времени «начало всего», «узел р ...

Как Гоголь притворился сумасшедшим
В Нежинской гимназии, хотя и редко, но применялись телесные наказания. Нестор Кукольник рассказывает, как однажды, еще в нижних классах, Гоголь чем-то провинился и чтобы избежать наказания, притворился сумасшедшим. "Плохо, брат! - ск ...