Исследование метафоры в творчестве ЕсенинаСтраница 2
.
1. Вертикальная часть здания, помещения .
2.
перен.
В сражении, в кулачном бою: тесно сомкнутый ряд людей;
Провалиться
.
1. Упасть в какое-нибудь отверстие .
2.перен
. Пропасть, исчезнуть ( прост )
.
Образной называется метафора, создающая зрительное впечатление об обозначаемом и имеющая экспрессивно -оценочное значение:
Звезда
.
1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе.
2. перен
. О деятеле искусства, науки, о спортсмене: знаменитость;
Крест .
1. Фигура из двух пересекающихся под углом линий.
2. перен
. Страдания, испытания ( устар. )
Изобразительность метафорических именований основывается на применении сформированного образа одних предметов к другим: образ змеи - к человеку, цвет зеленый - к молодости, образ игры в бирюльки - к жизни. ( заниматься пустяками ).
Частным случаем образной метафоры является эмоциональная метафора. Для ее возникновения достаточно лишь субъективно - эмоционального сходства явлений:
Мычать.
1.
Издавать звуки, кричать ( о корове, быке ).
2.
перен
. Невнятно говорить,
издавать нечленораздельные звуки ( разг.)
;
История
.
1. Действительность в ее развитии, движении.
2. перен
. Происшествие, преимущественно неприятное, скандал.
Существует также стертая метафора, которая утратила семантические мотивированные связи значений:
Пачка
.
1. Несколько однородных предметов, сложенных, упакованных
вместе. Пачка папирос.
2. Часть костюма балерины - несколько коротких юбок из
тонкой материи, нашитых одна на другую ( спец. ).
В метафоре наблюдается сложность отношений прообраза и образа. Метафорические связи весьма прихотливы и чаще всего являются имплицитными ( скрытными ). На семном уровне это выглядит как переход гипосемы ( часто коннотативной ) из производящего значения в гипосему или гиперсему производного. В слове лиса‘ хищное млекопитающее из семейства собачьих c длинным пушистым хвостом ‘ имеется скрытая коннотативная сема ‘ хитрость ‘, по народной традиции приписываемая этому животному. Второе значение этого слова - ‘ хитрый, льстивый человек ‘ возникло на основе коннотативного созначения и включает его как гипосистему в новое значение слова.
Вопрос первичной функции метафоры решается по-разному. В риторике и лексикологии метафора рассматривалась прежде всего как средство номинации. Однако есть основания считать исходной для метафоры функцию характеризации, связывающая ее с позицией предиката. Семантическая двуплановость метафоры затемняет ее предметную отнесенность. Референция (отнесенность актуализованных , включенных в речь, имен, именных выражений , именных групп или их эквивалентов к объектам действительности ) метафоры осуществляется обычно через установление ее анафорической связи с прямой номинацией предмета.
Метафора может быть простой, состоящей из одного выражения, употребленного в переносном значении ( вместо улей - « келья восковая »), и развернутой. Примером развернутой метафоры является следующий отрывок из вступления к поэме В.Маяковского « Во весь голос », в котором поэт уподобляет свою позицию грозному оружию:
Парадом развернув моих страниц войска,
Я прохожу по строчечному фронту .
Метафора характеризуя тот или иной предмет, явление, понятие делится на несколько типов: индивидуально - авторская, антропоморфная, генитивная, зооморфная, синестезия (кинестезия).
1. Индивидуально - авторская метафора - ассоциативная семиляция по субъективным семам :
Твое солнце когтистыми лапами
Прокогтялось в душу как нож .;
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне .
2. Антропоморфная метафора - приписываются свойства человека либо животным, либо неодушевленным предметам.
Море смеялось.
Монах помойного ведра.
3. Генитивная метафора - одна из компонентов употребляется в форме Р.п.
Тростинки мачт.
4. Зооморфная метафора - приписываются свойства животного человеку, либо неодушевленному предмету.
Совесть - когтистый зверь.
Собакевич был настоящий медведь.
5. Синестезия ( кинестезия ) - языковая метафора, но происходит семиляция чувственных признаков, сенсорных.
Горькие мысли, сладкие мечты, холодное сердце, горячая
Полезные статьи:
Роль метафоры в раскрытии авторского концепта в поэме Т.С.
Элиота“The Waste Land”. Особенности поэзии Томаса Стернса Элиота
В англоязычной культуре Томас Стернc Элиот (1888-1965) занимает особое место. Прежде всего он известен как поэт. Его имя заслуженно ставят в один ряд с именами выдающихся поэтов ХХ века: У.Б.Йейтса, Э.Паунда, П.Валери, П.Клоделя, Р.М.Риль ...
Диатриба как способ выявления острейших проблем современности в повести
Бальзака «Банкирский дом Нусингена».
Диатриба – рассуждение на моральные темы. Гневная обвинительная речь (от греч.) Беседа пронизывает весь роман «Банкирский дом Нусингена», с помощью беседы раскрываются негативные стороны героев. ...
Так кто же такой все-таки Велимир Хлебников?
В истории литературы немного писателей с такой сложной судьбой. Его стихи увлекали и отталкивали, его проза и драматургия ставили перед читателями вопросы, ориентированные на будущее и потому современникам часто непонятные. Один из трудне ...