Разделы


Материалы » Творчество британской писательницы Хелен Филдинг » Роль женщины в современном обществе в концепции постфеминизма

Роль женщины в современном обществе в концепции постфеминизма
Страница 1

Для более глубокого понимания сущности феномена «чиклит» необходимо рассмотреть подробнее понятие «постфеминизм», которое появилось в Европе в начале 90-ых годов двадцатого столетия. Его идеологи (среди них испанка Камилла Палья) ратуют за феминизм нового типа, ставящий во главу угла не равенство полов, а их различия. Постфеминизм видит в женщине не жертву, а победительницу. Решительная, привлекательная, умеющая настоять на своем - таковы основные ее характеристики. Дефиниции принимают различные оттенки звучания в зависимости от оценки самого явления постфеминизма. Одна из наиболее известных теорий – это теория «отрицательной реакции», предложенная Сьюзан Фэлуди (Susan Faludi), которая изложила основные положения этой теории в своем бестселлере «Ответный удар: необъявленная война против американских женщин» (“Backlash: the Undeclared War Against American Women”). Фэлуди утверждает, что чиклит как составная часть литературного мэйнстрима (массовой культуры) явился непосредственным следствием отрицательной реакции на движение феминисток, и именно этот ответный удар она и называет «постфеминизмом». Истоки феминизма уходят корнями в глубокое прошлое. Сьюзан Вайсман (Susan Wiseman), исследователь истории феминизма, утверждает, что объектом, против которого направлялись усилия феминисток, был патриархальный уклад жизни, которому феминистки активно противостояли и выражали недовольство его непоколебимостью. Одной из сфер выражения феминистской позиции была литературы. Так, например, Маргарет Эцелл (Margaret Ezell) создала монументальный труд «История женского литературного творчества» (“Writing Women’s Literary History”), посвященный литературным произведениями, создаваемым женщинами в разные периоды.

Идеологи постфеминизма, по мнению С. Фэлуди, призывают женщин вернуться к исконной женственности, называя феминизм причиной несчастий современной женщины. СМИ заявляют, что, несмотря на многочисленные преимущества и привилегии, полученные в ходе феминистского движения, несмотря на то, что им удалось добиться свободы и равенства фактически во всех сферах жизни, сами же женщины винят феминизм за моральное давление, вызванное слишком высокими требованиями к ним [Брайтуэйт, 2004]. Женщины возмущены тем, что они лишились благ, которые, согласно принципам феминисток, служили лишь помехой их делу, а именно отношений с мужчинами и права выглядеть женственно и привлекательно. По словам журналистов, «феминизм утвердил идеал опороченной матери, преследующей личные цели и носящей деловой костюм» [Rye, 2003]. Так, например, студентка юридического факультета Мона Карен, автор статьи, опубликованной в «Нэйшнл Рэвью», выразила свою точку зрения такими словами: «…Движение женщин за их права и свободы дало моему поколению высокие доходы, женские сигареты, право рожать «для себя», кризисные центры для терпящих насилие, личные кредитные карты, свободную любовь и женщин-гинекологов…Взамен это же движение лишило нас того, от чего во многом зависит женское счастье, - мужчин» [3, 12]. Но действительно ли женщинам пришлось принести такую жертву или же это раздуто СМИ? Итак, Фэлуди отстаивает свою точку зрения касательно того, что так называемая «жертва» не более, чем составляющая маркетинговой стратегии: культ тела, сексуальности. И все это является «горячими темами» для коммерсантов. Прямое свидетельство «ответного удара», о котором говорится в книге Фэлуди, наблюдаем в пропаганде, проводимой в СМИ (рекламе, новостях, модных журналах), которая призывает вернуться к традиционной женственности (Брайтуэйт, 2004). Кроме того, Ким (2001) полагает, что в масс-культуре феминизм приобрел иную содержательную форму: «от Мерфи Браун к Элли МакБил», иными словами, от независимой, здравомыслящей женщины-одиночки к молодой, сексуальной юристке, одержимой идеей найти спутника жизни и хорошо выглядеть». Существует две противоположные точки зрения на то, как идеи постфеминизма повлияли на женщин: одни воспринимают «ответный удар» как годы тяжелой работы во благо постфеминизма; и те, кто считает, что идеология второй волны феминизма прекрасно служит делу раскрепощения женщины как личности. Возврат к традиционной концепции женственности был воспринят многими критиками весьма горячо. Сьюзан Фэлуди (Susan Faludi) и Наоми Вульф (Naomi Wolf), автор «Легенды о Красоте» (“The Beauty Myth”) обеспокоены тем, что женщину стали изображать в свете данной концепции, мотивируя свою тревогу и недовольство тем, что это может уничтожить социальное и политическое равенство между полами, которое было достигнуто в 1970-ых годах. Но как на этом созданном женщинами фоне живет мужчина? По мнению социологов и психологов, приходится ему весьма нелегко, и уж никак нельзя назвать его существование гармоничным и полноценным. В то время, как слабый пол набирает силу, сильный - слабеет под натиском прогрессирующих страхов, стрессов и даже булимии и анорексии, которые вплоть до недавнего времени считались преимущественно женскими заболеваниями. Недавние исследования показали, что СМИ по-прежнему играют важную роль в поддержании и развитии культа тела, а также внедрении идеи о роли полов в жизни общества (Бэгган, 2005, Крэйн, 1994). Эти исследования свидетельствуют о значимой роли массовой культуры в формировании мировых концептов. Недавно были изучены современные музыкальные клипы, и было выявлено, что во многом традиционные представления о роли женщины и мужчины воплотились в них, за некоторыми исключениями. Принимая во внимание широкоформатную литературу, романы о любви так и остаются лидером по продажам (в 2003 году прибыль в $1.41 миллиарда составила 33,8% денежных средств, вырученных от продажи художественной литературы, и 44,8% - от всех реализованных за 2003 год печатных изданий). И хотя о причинах популярности любовных романов все еще спорят, называя такие причины, как жажду романтики, желание испытать легким путем эмоции, а также стремление убежать от реальности, многие критики убеждены, что популярность этого вида литературы свидетельствует о «возврате к пониманию женского счастья как чего-то, немыслимого без мужчины». А именно любовные романы поддерживают такое стереотипное представление о роли женщины и мужчины. Исследователи Холл (Hall) и Родригез (Rodriguez) сделали вывод о том, что постфеминизм, на самом деле, - миф. Женщины по-прежнему поддерживают принципы феминизма, применяя их в своей жизни. Холл и Родригез аргументируют свою точку зрения предположением, что популяризация идей постфеминизма впоследствии перевернет концепции феминизма с ног на голову и постепенно нивелирует ее как таковую.

Страницы: 1 2


Полезные статьи:

Тема «утраты иллюзий» в «Человеческой комедии» Бальзака.
Люсьен Шардон. Растиньяк. «Утраченные иллюзии» - питать иллюзии – участь провинциалов. Люсьен был красавцем и поэтом. На него обратила внимание в его городе местная королева = г-жа де Баржетон, которая отдавала явное предпочтение талантл ...

Лопе де Вега (1562—1635)
Светлая, жизнерадостная эпоха Возрождения, пора надежд, благих порывов и большой веры в силы человеческого разума, донесла до первых десятилетий XVII столетия несколько своих титанов. Шестнадцать лет жили в новом столетии Шекспир и Серван ...

Правда и мистификация в комедии «Разбитый кувшин»
В комедии «Разбитый кувшин» перед читателями представлена Германия конца ΧVΙΙΙ века, хотя Клейст и перенёс действие пьесы в Голландию. Здесь голландский колорит играет второстепенную, чисто декоративную роль. События ...