Социальный фон истории Жермини в романе Эдмона и Жюля Гонкуров.Страница 1
В предисловии к роману «Жермини Ласерте» авторы сразу предупредили читателя: «Этот роман правдив, книга пришла к нам с улицы. То, что читатель здесь увидит, сурово и чисто. Мы предлагаем клинический анализ любви».
Об авторах:
В литературе братья Гонкуры - это один писатель. Эдмон был сильнее в разработке замыслов и главных линий книг, а Жюль - в нахождении отдельных деталей.
Их теория: «История - это роман, который был, а роман - это история, которая могла бы быть». Поэтому роман был делом их жизни. Эстетика романа для них - это отражение в нем правды жизни, поверяемой объективными фактами.
Предпосылки создания образа Жермини:
После продолжительной болезни в 1864 году умерла служанка Гонкуров Роза. Они искренне горевали о ней. Она была им очень предана, но после ее смерти выяснилось, что она вела двойную жизнь - у нее было множество любовных похождений, она втайне предавалась разврату и пьянству.
Для образа хозяйки Жермини прототипом послужила тетка Гонкуров.
Социальный фон романа:
В романе была соблюдена документальная достоверность - и не только в сюжете: Гонкуры изучили «на месте» среду, описанную в романе, часами бродили по окраинам Парижа, посещали народные балы, молочные лавки, кладбища для бедняков. Хлыщ Жюпийон, лавочница-мамаша, проститутка Адель, маляр Готрюш были списаны с натурами.
Жермини:«маленький человек», задушенный бесчеловечным обществом. Ее горестная судьба говорила о неблагополучии в социальной жизни - роман наносил удар по казенному оптимизму, будоражил общественную совесть.
История Жермини:
Жермини - служанка, поступившая на службу к старухе де Варандейль в состоянии полного упадка, полной ничтожности и нищеты (сестры ее унижали и обижали, она была изнасилована своим покровителем Джозефом, потом забеременела. Сестры ее за это били. Она родила мертвого ребенка из-за побоев. Сама худела, болела, медленно погибала от голода. Одна из сестер устроила ее в таком состоянии к г-же де Варандейль. Там она стала жить в довольстве, стала кокеткой, ударилась в грязные дела, познакомилась с сыном лавочницы Жюпийоном. Любовь. Для парня любовь была лишь средством удовлетворения любопытства, низменная ирония и удовлетворение похоти. У них родилась дочь, которую они скрывали от г-жи. Вскоре девочка умерла и Жермини совсем захерела. Она воровала деньги для предателя Жюпийона, начала пить, ее мозг тупел, она начала воровать у г-жи. С каждым днем она все больше превращалась в запустеху. В доме был постоянный беспорядок, Жермини ничего не делала, а г-жа ее жалела. Последней надеждой был Готрюш, с которым она познакомилась в гостях (поехала с Аделью). Это был веселый человек. Они стали жить вместе, но вокруг стали ползти слухи о ее воровстве. Она стала думать о самоубийстве и призналась Готрбшу, что любит его только из выгоды. Он ее выгнал. Она оказалась на улице. Стала плохо себя чувствовать. Ей был 41 год. Она умерла медленно, на руках г-жи. Перед смертью к ней в больницу приходили ее долги (фруктовщица, бакалейщик, прачка), выудить у нее деньги.
Вскоре г-жа узнала правду. Ей все рассказал привратник - про доги, про пьянство, про Жюпийона, ребенка, про Готрюша. Г-жа поехала на кладбище, но не нашла там даже камешка, даже отметки о могиле. Ее похоронили без креста.
В конце фраза: «Молиться за нее можно было только наугад, словно судьба пожелала, чтобы тело страдалицы осталось под землей таким же бесприютным, каким было на земле ее сердце».
30. Импрессионистский пейзаж в романах Флобера и братьев Гонкуров.
В романе Флобера «Г-жа Бовари» и Гонкуров очень часто используется обращение к природе. Флобер считал природу вечной мудростью, и в ней порой искал ответы на вопросы.
Поскольку в то время вообще импрессионизм был в моде, Флобер его очень любил и взял от него много идей для описаний своего пейзажа в романах и «Г-жа Бовари» и «Воспитание чувств». Он рисовал красочные полотна, с размытыми красками, как у художников того периода.
«Госпожа Бовари»:
три раза точно очень ярко выражен импрессионистский пейзаж: первый раз он встречается, когда Шарль и Эмма приезжают в Ионвиль – луга сливается в одну полосу с пастбищами, золотые колосья пшеницы расплываются под тенью деревьев в зелени, леса и обрывы исцарапаны длинными и неровными красными черточками – следами дождя. Пейзаж описан в живых ярких красках, что служит подпиткой к сюжету, когда у Эммы в душе живут новые надежды на будущее.
Второй раз ярко описан импрессионистский пейзаж, когда Эмма вспоминает свое юношество в монастыре, как там ей было спокойно и умиротворенно. Пейзаж гармоничен (вечерний туман, лиловая дымка, тонкий флер, повисший на ветвях), описан в нежных тонах, что позволяет унестись далеко в прошлое.
Третий раз – когда Эмма стоит в ночи с Родольфом, и когда он решает, что не поедет с ней, не хочет брать эту обузу. Багровая луна, серебристый отблеск небосвода, тихая ночь, предвещающая бурю.
Полезные статьи:
Становление поэта
Писать стихи Марина начала с шести лет, а свое шестнадцатилетие отметила первой публикацией в печати. Ранняя литературная деятельность Цветаевой связана с кругом московских символистов. Она познакомилась с Валерием Брюсовым, оказавшим зна ...
Формула шагреневой кожи как ключ к судьбе личности в «Человеческой комедии»
Бальзака.
«Шагреневая кожа» (1831) – по словам Бальзака, должна была сформировать нынешний век, нашу жизнь, наш эгоизм.
Философские формулы раскрываются в романе на примере судьбы главного героя Рафаэля де Валантена. Перед ним дилемма века: «желат ...
Культура века Просвещения. Истоки, особенности и значение европейского
Просвещения
Люди XVIII в. называли свое время столетием разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетом церкви и всесильной традицией, были подвергнуты неумолимой критике. И ранее существовали независимые и сильные мыслители ...