Функции лунного пейзажа в лирических произведенияхСтраница 2
очень часто использует лунный образ. М.Н.Эпштейн говорит о нем: «Жуковский открыл поэзию угасающего дня, «вечернее земли преображенье». Миросозерцанию поэта близок именно закатный час, в изображении которого он остался непревзойденным мастером, предшественником и вдохновителем А.Блока. Жуковский – один из самых «лунных» поэтов, воспевающий ночное светило более чем в 10 стихотворениях и создавший в своем «Подробном отчете о луне…» своеобразнейшую стихотворную энциклопедию лунных мотивов в собственном творчестве» [Эпштейн 1990: 210]. Жуковский использует образ луны для погружения в мир мечтаний и воспоминаний:
Луны ущербной лик встает из-за холмов…
О тихое небес задумчивых светило,
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
Как бледно брег ты озлатило!
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоих блаженством и страданьем!
(Жуковский, Вечер)
Именно с луной поэт связывает таинственность бытия, поэтому он часто использует по отношению к ней эпитет «таинственная»:
Ему луна сквозь темный бор
Лампадой таинственной светит…
(Жуковский, Подробный отчет луне)
Чаще всего луна у Жуковского встречается в элегиях, так как придает лирическому сюжету печальное, унылое настроение. Но нужно заметить, что лунный пейзаж у Жуковского овеян светлой печалью, такое чувство, что поэт даже наслаждается ею. Так, в одном из стихотворений лирический герой, обращаясь к месяцу, говорит:
Снова лес и дол покрыл
Блеск туманный твой:
Он мне душу растворил
Сладкой тишиной…
(Жуковский, К месяцу)
«Сладкая тишина», подаренная лирическому герою созерцанием лунной ночи, отражает мироощущение самого Жуковского. Для него сладостность созерцания является ключевым понятием и важнейшим признаком «жизни души». Лирический герой Жуковского – это созерцатель мира. «Жуковский – первый русский поэт, сумевший не только воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы – всё, то что составляет её «материальную» красоту, но пронизать природу чувством и мыслью воспринимающего её человека» [Семенко 1975: 84].
Как уже говорилось выше, особое место образ луны занимает в поэзии С.А.Есенина
. Причем, как отмечает М.Н.Эпштейн, «в ранних стихах, примерно до 1920г., преобладает «месяц» (18 из 20), в поздних – луна (16 из 21)» [Эпштейн 1990: 248]. На наш взгляд, это объясняется тем, что в раннем творчестве поэта больше фольклорного начала, чем в зрелом (месяц более близок фольклору, это сказочный персонаж). Интересно, что в образе месяца Есенин подчеркивает его форму, внешний облик:
За темной прядью перелесиц, Время – мельница с крылом
В неколебимой синеве, Опускает за селом
Ягненочек кудрявый – месяц Месяц маятником в рожь
Гуляет в голубой траве. Лить часов незримый дождь.
1916 1917
Ах, и сам я в чаще звонкой Оглядись спокойным взором,
Увидал вчера в тумане: Посмотри: во мгле сырой
Рыжий месяц жеребенком Месяц, словно желтый ворон,
Запрягался в наши сани. Кружит, вьется над землей.
1917 1925
Небо – как колокол, Славь, мой стих, кто ревет и бесится
Месяц – язык, Кто хоронит тоску в плече
Мать моя – родина, Лошадиную морду месяца
Я – большевик. Схватить за узду лучей.
1918 1919
Месяц рогом облако бодает, Чистит месяц в соломенной крыше
В голубой купается пыли. Обоймленные синью рога.
В эту ночь никто не отгадает, 1917
Отчего кричали журавли.
1916
В образе же луны поэт больше описывает свет, который она излучает, и то чувство, которое оно внушает лирическому герою:
В деревянные крылья окна Золото холодное луны,
Вместе с рамами в тонкие шторы Запах олеандра и левкоя.
Вяжет взбалмошная луна Хорошо бродить среди покоя
На полу кружевные узоры. Голубой и ласковой страны.
1925 1925
Ах, луна влезает через раму, Синий туман. Снеговое раздолье,
Свет такой, хоть выколи глаза… Тонкий лимонный лунный свет.
Ставил я на пиковую даму, Сердцу приятно с тихою болью
А сыграл бубнового туза. Что-нибудь вспомнить из ранних лет.
1925 1925
Полезные статьи:
Генрих Белль
В 1947 г. появился первый роман Бёлля — «Поезд пришел вовремя». В нем еще нет гражданских мотивов, гнев писателя еще расплывчат, в нем ощущается боль за человека вообще.
О преступниках фашизма и обманутых ими, искалеченных войной и гитле ...
Фольклорное слово в литературе.
"Вкрапления чужого текста” в “свой текст” может быть стилистически активным или нейтральным; в первом случае речь идет о цитировании, во втором – о заимствовании. В этом плане вполне удовлетворяет терминологическое разграничение, пре ...
В. И. Аскоченский
Ех Тарасе Тарасе! За що мене охаяли люде? За що прогомоніли, що я тебе, орла мого сизого, оскорбив, облаяв? Боже ж мій милостивий! Коли ще вони не знали, де ти, і як ти, і що таке, а я вже знав тебе, мого голуба, слухав твого «Йвана Гуса» ...