Обзор критической литературы.Страница 2
Лев Озеров написал не менее замечательную работу «Поэзия Тютчева». В сравнении с трудами М.М.Гиршмана, суть которой изложена выше, и В.Н.Касаткиной, о которой речь пойдет ниже, книга, на мой взгляд, интереснее и, если так можно выразиться, художественнее. Увлекательна, многособытийна, но в то же время биографична, не проста для понимания, но характер изложения материала свидетельствует о доступности лексического состава работы для начинающих специалистов в области литературоведения. Здесь речь заходит и о том, что «дважды состоял Тютчев в законном браке. Третий брак был незаконным и длился он на протяжении четырнадцати лет, до самой смерти Елены Денисьевой»[3], и о том, что отношение Пушкина к Тютчеву остается тайной (восторг или равнодушие и даже неприязнь?), и о тридцати девяти напечатанных стихотворениях Тютчева в «Современнике»… Здесь же отмечены самые яркие и характерные для Тютчевского слова черты: афористичность, контрастное противопоставление античной цельности дисгармонии нового времени. Подвергаются конкретному глубокому анализу не только его короткие философские этюды, но и вся поэзия Тютчева в целом. Автор рассуждает о предпосылках и итогах Тютчевского мировосприятия. «Бунт и мир… Ночь и день… бездна и покрывало…»[4]. Над этими и другими образами, такими, как тишина, молчание, фонтан размышляет автор монографии. Одним словом, охвачены все сферы жизни и творчества Ф.И.Тютчева.
«Поэзия Ф.И.Тютчева» В.Н.Касаткиной. Так называется еще одна монографическая работа на тему жизни и творчества Ф.И.Тютчева, с которой я ознакомилась. В данной книге рассматривается художественная система этого выдающегося поэта ХIХ века, стилевое литературное единство его творчества, воплощающее его поэтическое мировоззрение. В главе «Романтический историзм» поднимаются такие вопросы, как человек и эпоха в понимании Тютчева, отражение проблемы «человек и история» в стихах поэта, отношение самого Тютчева к революции, рассматривается его деятельность на политическом поприще. Здесь Тютчевым интересно выражена мысль о том, насколько человек зависим от эпохи; Тютчев не отрицает связей человека с историческим процессом: «За нашим веком мы идем, как шла Креуза за Энеем…» Но эта связь в сознании поэта предстает как тягостная, так сказать, механическая, а не органическая: совокупность единиц тянется за своим веком вопреки внутреннему желанию»[5]. В «Лирике самопознания» автор рассуждает о том, каков герой тютчевской лирики, кто он и что собственно выражает его лирика, приводит ряд ассоциаций, используемых поэтом. Акцент делается на сравнении его лирики с лермонтовской. Оговаривается и «женская проблема» как излюбленная тематика тютчевской лирики; женская судьба, «печальная повесть женщины». Здесь мне вспоминается печальная участь отношений между Денисьевой и обществом, то, как безжалостно свет отверг ее, морально уничижая незамужнюю женщину с тремя детьми. Два мнения о месте Тютчева в литературном процессе 50-х годов, выяснение роли тютчевской поэзии, изучение этих вопросов входит в задачу раздела «Ф.И.Тютчев и русская литература». Большое внимание уделено выше упомянутой статье Некрасова «русские второстепенные поэты» и журналу «Современник», пропагандирующему в 50-х годах поэзию Тютчева. Публикации его стихов в «Современнике» вызвала отклики в других журналах.
Много места в работе уделено анализу его стихов, в частности стихов о природе. Рассматривается взаимосвязь и система ассоциаций, характер пейзажей и пр Отмечено и то, что влияние тютчевских мировоззрений ощущается и в творчестве новой плеяды поэтов: Блока, Заболоцкого, Луговского, Мартынова и других.
Полезные статьи:
Гибель
28 декабря 1925 года Есенина нашли в ленинградской гостинице «Англетер» повешенным на трубе парового отопления. Последнее его стихотворение — «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — было написано в этой гостинице кровью, и по свидетельств ...
Литературные переводы произведений Байрона
Ты не сгинешь одиноким,
Будучи в лице другом,
По чертам своим высоким
Свету целому знаком.
Жребий твой от всех отличен,
Горевать причины нет:
Ты был горд и необычен
В дни падений и побед,
Счастья отпрыск настоящий,
Знаменитых дед ...
«Себя усопшего в гробу я вижу…»
На фоне развивающегося алкоголизма обострились некоторые черты характера, до того присутствовавшие в терпимых дозах. Есенин становился патологически обидчивым, им все чаще овладевали приступы черной меланхолии. В мае 1925 года, увидев поэ ...