Заключение
Библия - это Книга Книг, которая вобрала в себя веками накопленный опыт человечества во всех областях жизни. С древних времен люди искусства обращаются к ней в поисках новых сюжетов; многие страницы её вечно будут пленять людей силой вдохновения, яркостью образов, глубиной мыслей.
М.Ю. Лермонтов неоднократно обращался к Библии и использовал библейские мотивы при создании своих произведений.
Следы влияния Библии обнаруживаются уже в ранних произведениях Лермонтова. Его обращение к ней можно объяснить несколькими причинами:
- религиозностью поэта, развившейся в доме растившей его бабушки;
- направлением его творчества;
- влиянием Байрона, Мильтона.
Лермонтовское отношение к Богу весьма противоречиво. В его литературных творениях представлены разные грани богопознания: хвала и обвинение, сомнения и вера, смирение и бунт.
Библейские мотивы, выявленные у Лермонтова, в дипломной работе условно разделены на две группы:
- ветхозаветные мотивы;
- мотивы из Апокалипсиса (Новый завет).
Не составляет большего труда заметить, что поэт больше тяготел к Ветхому Завету, собственно же христианская часть Библии мало представлена в его произведениях (почти исключено употребление имени Иисуса Христа).
Грандиозная мистерия книги Бытия, сказания о "праотцах", царях и пророках как некие основополагающие образцы жизненного драматизма, сосредоточенность на народной судьбе и народной истории - все это импонировало Лермонтову больше, чем описание жизни и деяний Христа.
Библейские мотивы, связанные с темами сверхчеловеческой мощи, необъяснимых душевных терзаний, одиночества, странничества; скоротечности человеческой жизни перед лицом вечного бытия; мотивы "занебесной книги жизни" и незабвенной битвы на небесах между воинством архангела Михаила и падшими ангелами во главе с Сатаной, - все они нашли у Лермонтова свой глубоко-личный, психологический отклик.
Последние два мотива, хотя и взяты из Апокалипсиса (книги Нового Завета), но берут своё начало в ветхозаветных "пророческих" книгах.
Библейские мотивы по-разному представлены в творчестве Лермонтова. Это может быть собственное имя, образ, отдельный сюжет, цитата или просто идея, взятая из Библии.
В произведениях они функционируют на разных уровнях. Они могут определять собой главную идею произведения (например, эпиграф к "Мцыри"), быть сюжетообразующим элементом ( стихотворение "Бой"), использоваться для создания характерных для его поэтического мышления контрастных образов (Добра и Зла, Света и Тьмы, Демона и Ангела), цитироваться как поговорки для характеристики героев (души старых кокеток "подобно выкрашенным гробам притчи"), нести какую-либо добавочную смысловую нагрузку (стихотворение "Пророк") и т.д.
Библейские мотивы у Лермонтова могут быть едва заметными, лишь ассоциативно уловимыми или же представлять собой чистую цитацию; иметь богоборческую направленность или же интонацию примирения, единения с Богом, с природой.
Влияние Библии обнаруживается у Лермонтова не только на содержательном, но и на формальном уровне. У поэта есть целый цикл стихотворений - молитв, написанных в разные голы. Сам М.Ю. Лермонтов назвал молитвами три своих стихотворения: "Не обвиняй меня, Всесильный"(1829г.), "Я, Матерь Божия ." (1837 г.) и "В минуту жизни трудную" (1839г.). Остальные же стихотворения (число их варьируется) причисляются к молитвам в силу их особой эмоциональности, интонации просветленной грусти, нежности и, все-таки, надежды.
С помощью пейзажной детали или психологических подробностей индивидуализируется ситуация молитвы. Именно таким путем - путем раскрытия интимно-духовных отношений личности к Богу, - движется молитвенная лирика Лермонтова. Она представлена очень разнообразно: от мольбы-спора до полного примирения с Богом в некоторые минуты жизни и растворения в природе.
Таким образом, библейские мотивы у М.Ю. Лермонтова - сложное, многоплановое явление. Их употребление в одном и том же контексте противоречиво и рассчитано на знакомого с Библией читателя, который сумеет разобраться в тонкостях идейно-смысловой направленности библейских мотивов. Для исследователей здесь открывается большое поле для дальнейшей деятельности.
Полезные статьи:
Новоаттическая комедия и Менандр
В эпоху эллинизма прежние литературные жанры претерпевают значительное изменение. Театр все еще остается любимым видом зрелищ. Число праздников увеличивается. Всем видам драматических представлений эллинистическое общество предпочитало ко ...
Жанровая специфика романа Диккенса «Крошка Доррит».
42. Проблема типического у Бальзака.
Бальзак (1799-1850)
Бальзаковский способ видения мира - полное преображение мира действительности. Из воображаемого рождается абсолютно реаьлный тип человека.
Тип - это не портрет реального лица. Ти ...
История изучения восточнославянского эпоса. Донаучный период
изучения былин. Открытие былин учёными
Эта поэзия носила аристократический характер, была, так сказать, изящной литературой высшего, наиболее просвещенного класса, более других слоев населения проникнувшегося национальным самосознанием" . Если эти эпические песни . и дохо ...