Другие белые вороны
До самой его смерти практически все считали Дон Кихота сумасшедшим, то есть не таким, как все. Но все-таки под конец своей жизни он получил признание общества. Слава этого Рыцаря прогремела по всей Испании, и даже теперь об его подвигах, хоть и выдуманных Сервантесом, знает каждый образованный человек.
Владимир Набоков в своей книге «Лекции о «Дон Кихоте»» утверждал, что мы ни на минуту не расстаемся с Рыцарем печального образа, читая и других романистов. По мнению Набокова, длинная тень Дон Кихота есть и в «Холодном доме» Диккенса, и в «Госпоже Бовари» Флобера, и в «Мертвых душах» Гоголя, и в «Анне Карениной» у Толстого.
Но в русской литературе есть и другой человек, которого я осмелюсь назвать еще одной тенью Дон Кихота, белой вороной или героем не своего времени. Это Григорий Печорин. И хотя Печорин совсем не похож на Левина, в котором, как считает Набоков, брезжит тень Дон Кихота, они с Рыцарем Печального Образа все равно чем-то очень похожи. Единственная разница заключается в том, что жизнь Печорина выглядит более трагично, чем жизнь Рыцаря Львов. Но может быть это потому, что Печорин вписывал в дневник свои мысли и поступки сам, а за Дон Кихота это делал Сид Ахмет?
Печорин также ищет себя, совершает поступки, не очень понятные для людей времен после декабрьского восстания. Он стреляется на дуэлях, крадет черкесскую княжну, ради забавы, подговаривает мальчика украсть чужого коня, из-за чего чуть-чуть не случилась вторая кавказская война. Его «подвиг» с задержанием казака в повести «Фаталист» напоминает своей безрассудностью авантюры и подвиги Дон Кихота. Умирает Печорин, как и Дон Кихот – не на своем месте и не в свое время. Но в отличие от Рыцаря Львов ему так и не удалось найти себя. Его никто не понял, у него нет родных и близких людей, которые разделяли бы его мнения. Вся его жизнь прошла впустую. Дон Кихот же перед смертью имел множество друзей и близких людей. Если бы даже Сид Ахмет не законспектировал все его подвиги, то слава об этом рыцаре все равно облетела бы всю Испанию.
Но Печорин – это грустная тень Дон Кихота, если так можно выразиться, темная ее сторона. А вот светлая тень Дон Кихота живет уже в XX веке. В рассказе Генриха Белля, который так и называется «Белая ворона». Герой этого рассказа мальчик из добропорядочной немецкой семьи, в которой была белая ворона – дядя Отто. Дядя Отто был умен, образован, знал массу всего из самых разных областей, но не соответствовал ожиданиям семьи. Он вечно носился с какими-то проектами и все время просил в долг. Когда же дядя Отто получил крупный выигрыш в лотерею, его сбила насмерть машина. Деньги, которые остались после раздачи всех долгов, дядя завещал своему племяннику. И тем самым подарил ему возможность стать такой же белой вороной. Мальчик бесконечно пробовал себя в самых разных областях, носился со всевозможными проектами, конструировал собственную реальность. Он жил. Жил так, как считал нужным, не скованный условностями и необходимостью заниматься нелюбимыми делом только для того, чтобы не вызывать нареканий родственников.
Белая ворона – это феномен. Это не просто городской сумасшедший или свихнувшийся изобретатель. Белая ворона – это состояние души. Это свобода от мнения окружающих, это видение реальности такой, какая она есть для тебя, не замутненная условностями и видением других людей. Белая ворона явление редкое и необычное. Такие люди оставляют след в жизни и памяти современников и потомков.
Полезные статьи:
Тема Гулага в русской литературе
После победы Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны в России набирало обороты истребление свободной мысли, продолжались казни, изгнания из страны, слежка, засилье чиновников и канцелярий, смолкнул «веселия глас», закатилось «со ...
Оппозиция романтической мечты и действительности в романе Флобера «Госпожа
Бовари».
«Госпожу Бовари» Флобер пишет с 1851по 56 годы.
Эмма Бовари – любимая героиня автора. Он неоднократно заявлял, что «Бовари – это я сам».
Эмма воспитывалась в монастыре, где обычно воспитывались в то время девушки среднего состояния. Она ...
Бычачьи глаза
Тимофей Пащенко рассказывает, что в гимназии у них был товарищ, Михаил Риттер, - большого роста, чрезвычайно мнительный и легковерный юноша. У него был свой лакей, старик Семен. Гоголя заинтересовала чрезмерная мнительность товарища, и он ...